CОМНИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ В НЕРЮНГРИ. Почему в расселенных домах остаются жильцы и кому выгодно содержать полупустые дома?
Елена ТИХОНОВА
Переселение жильцов аварийных домов в Нерюнгри идет сомнительно, вызывает множество вопросов. Поводом для размышлений по этой проблеме послужило обращение мэра города Нерюнгри Ильи ГУДОШНИКА, размещенное им в его персональном телеграм-канале 5 декабря 2025 года - https://t.me/glavaneru/2241. Вот что он сообщил – без изменений и сокращений:
«Уважаемые жители города Нерюнгри! Дом по ул. им. Виктора Ждамирова, д. 5, готов к приёму новосёлов. В настоящее время Нерюнгринской городской администрацией ведется работа по сбору документов с граждан, планирующих переселение, для дальнейшего оформления с ними договоров социального найма жилых помещений и договоров мены квартир.
По возникающим вопросам граждане могут обращаться в отдел Управления архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений, учета и приватизации жилья Нерюнгринской городской администрации, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пр. Дружбы Народов, д. 29, корпус 3, каб. №1.
Приемные дни: понедельник, среда. Режим работы: с 9:00 до 17:00, обед с 13:00 до 14:00, тел. 4-32-87.
Желаю всем новосёлам уюта, достатка и благополучия в новом доме! Пусть ваше жильё станет крепким опорой и местом, где всегда царит комфорт и спокойствие. Пусть в вашем новом жилье вас сопровождают только хорошие новости и положительные события».
После обращения мэра Гудошника в социальных сетях Нерюнгри появились вопросы от жителей города, в частности, о том, почему остались нерасселенными три квартиры в доме № 7/4 по улице Чурапчинской.
По информации жителей города, деревянные многоквартирные дома в Нерюнгри в свое время были признаны аварийными, и большая часть их жильцов на сегодня уже переселена. Но переселение идет по очень странной схеме: переселяют из аварийного дома не всех жильцов, оставляя нерасселенными жильцов двух-трех квартир.
Неизвестно по каким причинам, но факт остается фактом: всех соседей переселяют, а жильцы нескольких квартир остаются и дальше ждать своих многолетних очередей. И, по всей видимости, речи о том, что люди сами, по каким-либо причинам, отказались от переселения или от денежных компенсаций, не идет, так как встал вопрос, почему их не расселяют.
Спрашивается, почему так? Почему администрация города Нерюнгри не может переселить сразу всех жильцов из того или иного аварийного дома? Зачем оставлять в нескольких квартирах жильцов, которые имеют равные права со своими переселенными соседями, которые уже справляют новоселья в новых каменных домах?
Как в целом работает схема переселения из аварийного жилья в Нерюнгри, по каким принципам? И как власти райцентра отчитываются по освоению средств федеральной программы переселения?
Люди, жильцы аварийных и ветхих домов ждут переселения десятилетиями, а городская администрация, судя по обращению Ильи Гудошника, до сих пор даже не собрала документы у переселяемых граждан, стоящих в очереди! «Дом по ул. им. Виктора Ждамирова, д. 5, готов к приёму новосёлов. В настоящее время Нерюнгринской городской администрацией ведется работа по сбору документов с граждан, планирующих переселение, для дальнейшего оформления с ними договоров социального найма жилых помещений и договоров мены квартир», - заявил мэр Нерюнгри.
Таково значит, отношение к людям... К людям, жителям Нерюнгри, которые переселение из аварийного жилья, вопреки мнению Ильи Гудошника, не планируют, а ждут его, повторимся, годами и десятилетиями. Переселение - не отпуск, чтобы его планировать.
Вчитайтесь внимательно: новостройка готова к заселению, и только сейчас администрация города Нерюнгри ведет работу по сбору документов! И что такое «Договоры мены квартир»? Тоже вопрос. Разве есть такое юридическое или нормативное понятие в государственных программах переселения из аварийного и ветхого жилья?
Также возникают вопросы относительно содержания этих недорасселенных деревянных домов. Кто оплачивает за отопление, содержание, другие расходы по этим домам? Ведь из-за того, что там остаются жильцы нескольких нерасселенных квартир, весь аварийный дом от ресурсов жизнеобеспечения не отключается.
О какой экономии бюджетных средств, особенно в части многострадального ЖКХ, можно говорить в таких случаях? Окститесь! Народный депутат Якутии Иван Луцкан, ратующий за жесточайшую экономию всех ресурсов жизнеобеспечения, узнав об этом, наверное, будет просто в шоке.
По информации независимых экспертов, содержание таких деревянных аварийных домов, в которых проживают всего несколько семей, может очень дорого обходиться бюджету города Нерюнгри. Самое малое – в сумму более 10 миллионов в год.
К тому же, что немаловажно, появляется возможность злоупотреблений. Быть может, в расселенные квартиры аварийных домов, где имеются все необходимые коммуникации, заселяется кто-то другой? Может, администрация города Нерюнгри напрямую или через кого-то занимается арендой расселенных квартир, и туда запускают жить, например, вахтовиков или даже мигрантов, в том числе нелегальных?..
Ведь вахтовикам и мигрантам многого не надо: главное, чтобы свет, тепло, вода, да унитаз были. А в этих недорасселенных домах все работает – и система отопления, и водоснабжения, и электроснабжение, и канализация. То есть жить можно, причем совершенно удобно.
Исходя из этого, быть может, соответствующим органам нужно проводить рейды по таким недорасселенным домам? Добавим к этому пожароопасность недорасселенных домов, особенно для оставшихся жильцов, в целом опасность таких полупустующих домов для общества. Ведь в таких полузаброшенных домах могут происходить различные криминальные случаи.
В общем, такая вот странная, непонятная, сомнительная ситуация с переселением из аварийного жилья сложилась, оказывается, в городе Нерюнгри под руководством мэра Ильи Гудошника, который, как известно, является членом ЛДПР.
Вы только представьте, что было бы, на скольки бы площадях, условно говоря, «повесили б на виртуальных виселицах» мэра Якутска Евгения Григорьева и всю мэрию столицы, если б они вдруг, как Гудошник, заявили: «Уважаемые жители 17-го квартала! Дом номер такой-то в мкр Звездный готов к приему новоселов. В настоящее время Окружной администрацией города Якутска ведется работа по сбору документов с граждан, планирующих переселение, для дальнейшего оформления с ними договоров социального найма жилых помещений и договоров мены квартир».
Представляете? Такое вообще невозможно нигде, чтобы новостройка была готова к заселению, а документы с переселяемых граждан только начинали собираться. Более того. Вспомним для сравнения, как системно шла за последний год работа в администрации села Майя Мегино-Кангаласского улуса, где ключи от новых квартир недавно получили жильцы аварийных домов, в том числе погорельцы. Их приглашали в администрацию наслега загодя, по несколько раз, документы у них запрашивали в течение как минимум года, работала целая комиссия.
И, наконец, 4 ноября т.г. в Майе состоялась торжественная церемония открытия нового многоквартирного дома для переселенцев из аварийного жилья. «В этот день ключи от современных и комфортабельных квартир получили 96 семей. Открытие нового дома стало частью федерального проекта «Жилье», который реализуется в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», инициированного Президентом России», - сообщали официальные источники.
Нерюнгри, хоть и далеко от Майи, но не на Луне. Работают те же федеральные программы, действуют те же требования, что и везде. Но почему в Нерюнгри все не так с переселением людей?..
И еще. По идее, после полного расселения аварийный дом должен сноситься, и за счет этого должны высвобождаться земельные участки, которые должны быть вовлечены в хозяйственный оборот, идти на развитие того или иного муниципалитета. К примеру, на открытие новых общественных пространств, возведение детских и спортивных площадок, строительство социальных и жилых объектов.
А в Нерюнгри, получается, из-за недореализуемой президентской программы аварийные дома как стояли десятилетиями, так и продолжают стоять, будучи недорасселенными. Разве это нормально? Нет, конечно.
И в завершение. Мэр Нерюнгри, активист ЛДПР Гудошник, как известно, ведет буквально «Земельную войну» с предпринимателями, отбирая у них земельные участки и разрушая дело их жизни (СМ. ПО ТЕМЕ). А почему он не расселяет аварийные деревянные дома целиком, никого из жильцов в них не оставляя, и затем их не сносит, высвобождая дефицитную и очень нужную городу, его жителям землю?
Значит, так кому-то зачем-то нужно?.. Значит, так кому-то выгодно?..