|
| |
Общественно-политическая интернет-газета http://www.vyakutia.ru |
Главная ЖКХ, энергетика В республике В столице Транспорт В республике Транспорт В столице Транспорт В парламенте В республике В России В столице Транспорт В республике Айсен Николаев объявил в Якутии Год защитника Родины В России В столице Транспорт В республике В столице В парламенте Здравоохранение В столице Сельское хозяйство и АПК В столице В республике Политика Здравоохранение Промышленность Здравоохранение В столице Здравоохранение Здравоохранение В парламенте Состоялась встреча делегации Эвено-Бытантайского национального улуса с руководством парламента Якутии В столице В парламенте Депутаты представительных органов Якутии обсудят вопросы местного самоуправления В столице ЖКХ, энергетика |
Сельское хозяйство и АПК О ЗАСЛУГАХ ЕГОРА БОРИСОВА В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЯКУТИИ Семен ПЛОТНИКОВ Сегодня, 15 августа 2024 года, исполняется 70 лет члену Совета Федерации, бывшему руководителю республики Егору БОРИСОВУ. Вся трудовая деятельность Егора Афанасьевича тесно переплетена с сельским хозяйством, улучшением условий труда жителей сельской местности, сохранением и развитием агропромышленного комплекса в целом. Закончив Новосибирский сельскохозяйственный институт, он с 1979 года начал трудовую деятельность заведующим мастерским, управляющим Чурапчинского районного объединения «Сельхозтехника», первым заместителем начальника Чурапчинского районного управления сельского хозяйства, вторым секретарем Чурапчинского райкома КПСС, председателем Чурапчинского районного совета народных депутатов. В 1991 году был назначен заместителем министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), впоследствии был переведен на должность генерального директора объединения «Якутагротехсервис». В 1992-1998 годы, самые непростые годы рыночных реформ, Егор Борисов трудился заместителем и первым заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). В те годы, под нажимом федерального центра, проводилась аграрная реформа, суть которой свелась к приватизации совхозного имущества без учета региональных особенностей и соответствующего нормативного сопровождения. Первым Президентом Республики Саха (Якутия) Михаилом Николаевым была выдвинута идея «Семейной экономики». Но при минимальном участии государства через индивидуальные частные интересы сделать сельское хозяйство доходным и рентабельным было сложно, потому что в основе семейной экономики лежит не товарное производство, а ведение натурального хозяйства, способного обеспечивать исключительно собственные потребности. Но такое хозяйство могло бы стать фундаментом решения проблемы занятости на селе и повышения доходности семьи. На поддержку семейных хозяйств, в виде микрокредитов и займов, были направлены соответствующие средства - на приобретение живности и техники. Должного контроля при этом не было. В силу этих причин, в результате такой политики к 1995 году в аграрном секторе практически не осталось эффективно действующих предприятий. Все показатели – от численности поголовья скота и лошадей, посевных площадей до объемов выпускаемой продукции – катились по нисходящей. В самый сложный период были прекращены бюджетные инвестиции в развитие мелиорации, строительство коровников, конебаз, крупных тепличных комплексов и других объектов реального сектора сельской экономики. С другой стороны, техника и технологии, которые были созданы еще в СССР, рассчитывались на крупные хозяйства и не подходили для мелких, становились для них сверхзатратными. К тому же произошло резкое повышение цен на технику и оборудование, запчасти и ГСМ для селян, которые не могли в такой же мере поднять на рынке цены на свою продукцию, что стало одним из основных причин спада отрасли в целом. Более рациональная мини-техника наподобие китайских тракторов «Синтай» появилась уже позже, к концу 90-х. В 1993-1994 годах Михаил Ефимович предпринял попытку придать позитивный импульс сельским реформам, создав экономические зоны развития «Заречье» и «Лена». Перед ними ставились задачи по созданию новых производств, предприятий по переработке сельхозпродукции, леса, производству стройматериалов, развитию туризма, созданию инфраструктуры, привлечению дополнительных ресурсов. Но эксперимент провалился, потому что работа зон развития была бессистемной, а вложения финансировались, в основном, за счет кредитов. Получив новое направление деятельности в правительстве республики, Егор Афанасьевич нацелился выправить сложившееся положение в отрасли. Понятно, что повернуть вспять то, что уже сделано, не представлялось возможным. В целом, экономическая ситуация в стране тогда была очень сложной. Но с чего-то надо было начинать. И под руководством Егора Афанасьевича Борисова была впервые разработана «Концепция развития села Республики Саха (Якутия) в переходный период». Это был очень подробный и в то же время конкретный план действий правительства на долгосрочной основе. Он рождался непросто, путем сравнения и отбора лучшего из шести разных вариантов, представленных Институтом региональной экономики, Якутским НИИ сельского хозяйства, Якутским сельхозинститутом, инициативными группами Минсельхоза Якутии. Обсуждение документа проходило публично, с участием руководителей районов, депутатов, сельской общественности. Главный смысл концепции заключался, во-первых, в усилении системной государственной поддержки села – финансовой, материально-технической, правовой, информационной – с прицелом на постепенное формирование у аграриев рыночного сознания. Во-вторых, акцент делался на том, что жизнь якутского села нужно увязывать не только с производством, а рассматривать комплексно, с точки зрения территориального развития, социальных потребностей, расширения местного самоуправления, развития форм кооперации. То есть идея заключалась в следующем: реформировать надо не отрасль, а всю систему отношений на селе. Конечно, многим такая концепция казалась слишком глобальной, амбициозной для того времени. Хотя в целом была абсолютно правильной, осознанной, с видимыми ориентирами и конкретными целями. Тогда же Е.А. Борисов начал подводить под свою практическую составляющую научную базу, работая над кандидатской диссертацией по государственному регулированию экономики агропрома в рыночных условиях. В дальнейшем кандидатская переросла в докторскую, где автор во многом основывался на предлагаемом им оригинальном методе «встречного движения». Любой производитель в Якутии находится в заведомо невыгодном положении, а сельский – тем более. Поэтому государство обязано помочь ему и первым начать движение навстречу. Однако помощь властей ни в коем случае не может быть панацеей, спасением от всех неурядиц и залогом того, что селянин будет жить сытно и счастливо. Помощь на то и помощь, что она предполагает совместные действия, обоюдную заинтересованность, взаимную ответственность. Сам глава хозяйства не должен терять ощущение реальности, что он живет в рыночных условиях, где залогом успеха, в первую очередь, являются его собственная деловая активность, умение планировать свои дела, максимально сокращать издержки, налаживать технологическую дисциплину, постепенно диверсифицировать производство. Примеры такого рассудительного отношения к своему труду в республике были найдены. Например, в селе Кобяй с 1997 года прекрасно работает крестьянско-фермерское хозяйство «Ворошилов» под руководством Аксиньи Васильевны Левиной, бывшей совхозной доярки. Ничего сверхъестественного в ее бизнесе нет, занимается она традиционным скотоводством и коневодством. Но показатели высокие, предприятие рентабельное. А в чем секрет? В то, что она, в отличие от других, уловила метод «встречного движения» и все эти годы замечательно его практикует. То, что дает государство – льготные кредиты, гранты, различные виды субсидий - Левина берет на вооружение, но при этом и своей головой думает. Точно рассчитывает окупаемость, изначально ориентируется на спрос рынка. Не ждет, что деньги будут с неба падать, а рачительно распоряжается тем, что заработала. Часть направляет на текущие нужды, часть – на развитие. Построила коровник, гаражи, по лизингу приобрела трактор, комбайны, следом – аппараты машинного доения, итальянский охладитель молока, запустила свою пилораму. Как говорится, «деньги идут к деньгам». Когда хозяйство Аксиньи Васильевны выиграло федеральный грант, на эти средства был построен новый механизированный животноводческий комплекс на 100 голов. Скот теперь содержится в чистоте, тепле, обеспечивается дополнительными кормами. Как результат: хозяйка сдает в год под 300 тонн молока, отвечающего всем требованиям. И не только свою семью обеспечивает, дает рабочие места землякам, но даже организовала при своем хозяйстве детский трудовой лагерь… В этом и есть смысл «встречного движения» Егора Борисова. Государство создает благоприятные режимы, давая импульс развития сверху вниз. А человек, производитель, эти преференции эффективно применяет и идет встречным курсом, снизу – вверх. При этом только он сам становится творцом своего успеха, умеющим сопоставлять доходы и расходы. Где надо, проявлять решительность, а где надо – осторожность, расчетливость и дальновидность. Егор Афанасьевич и сегодня не устает повторять на всех уровнях: если люди будут динамично двигаться навстречу власти, то и развитие окажется быстрым. А если усилия будет принимать только одна сторона, а вторая продолжит ограничиваться ожиданиями и упреками, то рассчитывать на скорый эффект и всеобщее благополучие не стоит. Быстро изменяющиеся условия и темпы жизни, суровые, но справедливые законы рынка требуют мобилизации, активности, творчества и эффективности не только от властей, но и от рядовых граждан. Всякий человек должен сам нести ответственность за свое настоящее и будущее, заботиться о своем благополучии, о своих близких. Государство не в состоянии помочь всем и каждому. Но оно обязано создавать правовые, организационные и финансовые условия для того, чтобы здоровые, предприимчивые, полные сил люди могли свободно реализовать себя в любой сфере. *** Екатерина АНДРЕЕВА, начальник Правового управления Министерства сельского хозяйства РС(Я) в 1991-2001 гг., заслуженный юрист Якутии, вспоминает: -- Егор Афанасьевич как курирующий зампред Правительства, а потом и министр сельского хозяйства ставил перед нами основной задачей правовое обеспечение в новых рыночных условиях. Не секрет, что в то время по многим направлениям федеральных законов просто не было, а если они и были, то зачастую имели противоречивые толкования, не учитывали особенностей сложных условий Якутии. Поэтому Борисов потребовал от юридической службы министерства разработать более 20 проектов законов по селу, поскольку знал, что средства для сельхозпроизводства в бюджете могут появиться только в случае законодательного их подтверждения. Огромное значение имело принятие на региональном уровне Закона Республики Саха (Якутия) «О сельскохозяйственной кооперации», который в отличие от аналогичного федерального содержал нормы для родовых общин в традиционных отраслях – рыболовстве, охотпромысле, оленеводстве. В дальнейшем, следуя в этом направлении, были также разработаны законы «О родовой общине», «Об оленеводстве», заложившие финансовые основы для развития и сохранения традиционного уклада, образа жизни и культуры малочисленных народов Севера. В 2000 году были приняты законы «О личном подсобном хозяйстве в Республике Саха (Якутия)», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Следом появились законы «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О племенном деле в животноводстве», «О ветеринарии», «О мелиорации земель», «О табунном коневодстве», «О рыболовстве и рыбном хозяйстве». Все это обеспечивало занятость и социальную защищенность селян в то переходное и очень трудное время. *** Понимая, что через продукцию, которую они производят, полностью проблему низкой доходности аграрников решить не получится, Егор Борисов предложил дополнительные механизмы социальной защиты. Были установлены пособия тем, кто работал непосредственно на производстве – дояркам, оленеводам, коневодам. Вышли два специальных постановления, по которым полагались бесплатная спецодежда и снаряжение работникам всех профессий, занятых в традиционных отраслях Севера. Предусматривалось освобождение селян от уплаты отчислений в Пенсионный фонд. Для поставок техники и материалов Борисову, уже в который раз в его трудовой биографии, пришлось заново создавать и налаживать систему обслуживания села. С этой целью 21 июля 1995 года была учреждена соответствующая времени структура – государственная финансовая агропромышленная компания «Туймаада», получившая название от долины реки Лена, в которой расположен город Якутск. Александр ВАСИЛЬЕВ, в те годы генеральный директор предприятия, вспоминает: -- Создание ФАПК «Туймаада» в то время было правильным, очень нужным и грамотным решением. «Сельхозтехники» уже не было. Система агротехснаба, которая занималась ремонтом, снабжением, привозила горючее, сеялкам, веялки, плуги и прочие сельхозмашины, тоже уже толком не работала. Никто в Якутию ничего системно не доставлял. Начав с города, мы постепенно стали работать по всей республике. Появились дочерние предприятия «Туймаада-Агроснаб», «Туймаада-Лизинг», «Туймаада-Торг», «Туймаада-Нефть». Когда в России только-только создавали единую систему агролизинга, мы уже года три-четыре успешно занимались снабжением своих аграриев. Его Афанасьевич как механик по образованию во всем очень хорошо разбирался и правильно выстроил всю работу. Как главный куратор, выбивал деньги из бюджета. Начали завозить горючее, запчасти… Это помогло выжить сельскому хозяйству Якутии в самый тяжелый момент. К слову сказать, с той поры и доныне у нас никто из частников не занимается завозом ГСМ – только «Туймаада». Хорошо запомнилось, что Борисов никогда не откладывал в долгий ящик то, что можно было сделать быстро. Для согласования важных для отрасли распоряжений он обычно собирал всех причастных к решениям чиновников у себя в кабинете, порой даже в восемь часов вечера, и говорил: «У кого есть какие замечания – высказывайте, исправляйте и договаривайтесь!». Мог даже уйти, оставив нас одних спорить, потом приходил и смотрел результат. В итоге распоряжение подписывалось за один день… *** Учитывая экстремальные условия жизни и ведения хозяйства в Заполярье, в конце 1995 года Правительство Якутии приняло постановление, по которому районы, находящиеся в арктической зоне республики, объявлялись территорией особого экономического благоприятствования. В марте 1996 года утвердили постановление о мерах государственной поддержки племенного дела, в июне – об усилении научного обеспечения агропрома в условиях перехода к рынку. Тогда же приняли программу развития рыбного хозяйства республики до 2000 года. Объемы государственной поддержки агропрома начали расти. В 1995 году было выделено 177 миллиардов рублей дотаций на продукцию, реализованную в продовольственный фонд, на продукты питания, поддержку сельской энергетики, улучшения плодородия земель – 88 миллиардов. Плюс еще 300 с лишним миллиардов составили вложения в газификацию и электрификацию села, строительство жилья, производственных и социальных объектов. Дополнительно была оказана помощь в виде льгот на нефтепродукты и электроэнергию, рассрочки платежей по ссудам банка, по налогообложению – еще свыше 200 миллиардов рублей. Таким образом, общая сумма помощи республики аграриям приблизилась к 800 миллиардам рублей. По нынешним временам это не такие большие деньги, но тогда у села хотя бы появился свой собственный бюджет. Темпы снижения заготовок мяса и молока, сокращение поголовья скота и лошадей сразу замедлились. Этому помогла и хорошая заготовка кормов: по итогам 1995 года удалось поставить в стога рекордные 600 тысяч тонн сена. Якутское сельское хозяйство начало отодвигаться от той ямы, в которую готово было рухнуть. *** Егор БОРИСОВ рассказывает: -- Но это все равно было ничто по сравнению с тем, что требовалось сельскому хозяйству республики в ситуации, когда все вокруг рушилось. Перечитывая сейчас основные разделы «Концепции развития села», я убеждаюсь, что был тогда абсолютно прав, поскольку смотрел в самый корень. Стержневым фактором в концепции был переход к адресности, избирательности государственной поддержки. Я уже тогда считал, что дотировать и компенсировать затраты нужно не всем подряд, а, в первую очередь, – эффективным производителям, независимо от форм собственности. Слепая поддержка убыточных хозяйств, по моему мнению, не имела смысла. Требовались и ускоренная интеграция, объединение семейных дворов в относительно крупные ассоциации или кооперативы. Ибо хозяйствовать в одиночку, изолированно, просто невозможно, и это подтверждает мировой опыт развитых стран. Подобная кооперация выгодна не только экономически, она еще воспитывает дух взаимопомощи, бизнес-партнерства. И всему этому, безусловно, надо было вовремя придать управляемость. Расчеты показывали, что устойчивое крестьянское хозяйство создается за 6-10 лет, но при наличии высокой квалификации работников, использовании современных технологий и обязательной государственной поддержки в газификации, электроснабжении, сервисном обслуживании. Кстати, необходимая инфраструктура на центральных усадьбах бывших совхозов тогда еще сохранялась: почти всюду оставались ремонтные цеха, гаражи, склады, столовые. Все это должно было на паевых началах принадлежать сельскохозяйственным кооперативам и работать только на непосредственных производителей продуктов земледелия и животноводства. Самыми сложными во всей производственной цепи, конечно, были тогда и остаются по сей день заготовка, хранение, переработка и сбыт продукции. Здесь я призывал к созданию универсальных головных кооперативов, которые должны были появляться в наслегах на базе неделимого фонда и постепенно развивать свою инфраструктуру. В улусных центрах и крупных промышленных поселках предполагалось формировать оптовые рынки местной продукции, которые был конкурировали с импортными поставками. Финансово-кредитной политике в концепции тоже отводилось особое место. В частности, мы заявляли о создании кооперативной банковской системы для аккумулирования свободных денежных средств сельхозпроизводителей. Таким образом, теоретически у нас должен был постепенно выкристаллизовываться свой республиканский рынок капитала с соответствующими выгодами для сельских производителей – льготным кредитованием, наращиванием оборотных средств, повышением финансовой грамотности, Понятно, что увеличение доходности всегда связано с уменьшением затрат, а это неизбежно вызывает сокращение числа работающих. То есть возникала еще одна проблема: чем занять сельских жителей, которые останутся не у дел? По самой простой логике, они должны были ехать в города и искать для себя лучшей доли там. Но при Советском Союзе селяне являлись как бы заложниками колхозов и совхозов, поколениями работали вдали от городов. То есть в нашей стране исторически сложилось отдельно сельское и отдельно городское население. А в Якутии, из-за огромных расстояний и удаленности большинства сельских поселений от промышленных и административных центров, такое расслоение оказалось особенно сильным. В города рынок труда уже был сформирован, в сельской местности – нет. Значит, следующей задачей для нас становилось формирование на селе рынка труда, развитие там сети предприятий сферы обслуживания и иных профилей. Для того времени задача была практически непосильной. Хотя в концепции на сей счет кое-что тоже оговаривалось. В частности, – внутриреспубликанское перераспределение высвобождающихся трудовых ресурсов, специализированная подготовка кадров для АПК. Тогда же мы, с моими единомышленниками, предлагали принять закон «О наемном труде», позволяющий частникам в горячую пору привлекать рабочую силу по трудовым договорам. Конечно, подчеркну еще раз, нужна была глубокая психологическая ломка, прежде всего, самих жителей села, адекватное восприятие реформ и встречное движение снизу. Но это пришло бы со временем, если бы мы сразу перестроили систему господдержки, дали больше рычагов народным властям, форсировали вовлечение людей в самоуправление, в кооперацию, в рыночный оборот. Нужно было использовать господдержку как инструмент для воспитания настоящих хозяев своей земли, для привития деревенскому человеку чувство собственника, которое является самым мощным стимулом к труду, хотя и свойственно не каждому. Сегодня органы местного самоуправления в Якутии, включая сельские поселения, уже занимаются вопросами благоустройства поселений, возведением социальных объектов методом коллективных народных строек, учатся самостоятельно распределять государственные средства, предназначенные в поддержку малоимущим семьям. Но в идеале, я убежден, местные Советы должны делать еще больше – строго рассчитывать баланс потребления и производства на своей территории, приобщать безработных к наемному труду, обучать людей основам психологии, экономики, пропагандировать здоровый образ жизни. *** К сожалению, концепция Егора Борисова так и не была по-настоящему реализована. Причин оказалось несколько. Во-первых, она не нашла поддержки в виде закона, хотя Егор Афанасьевич категорически на этом настаивал. В парламенте республики инициативу просто заблокировали. Вместо того, чтобы объединиться вокруг решения общей задачи, самые активные и громкоголосые депутаты устроили вокруг трудностей села разбирательства между собой. Масло в огонь подлило и то, что обсуждение происходило незадолго до очередных президентских выборов в республике в 1996 году, и ряд народных избранников стремился подчеркнуть в парламентских дискуссиях собственную значимость и уровень притязаний на главный пост. Вот что вспоминает о тех временах Прокопий ИВАНОВ, заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР, руководитель аграрной отрасли республики в 1988-1992 гг.: -- Концепция, которую готовил Егор Борисов, была вполне жизнеспособной. Основные идеи в ней были изложены правильно: разумная государственная поддержка и постепенное формирование у людей рыночного сознания. Но проблема в том, что политика центральных властей была тогда прямо противоположной. А наш главный руководитель Николаев не хотел выглядеть противоречащим установкам Ельцина и его молодых реформаторов. И хотя Николаев, может быть, даже внутренне соглашался с Борисовым, но, когда доходило до дела, по инстанциям ничего не двигалось, все стопорилось. Крайним же как ответственное лицо в итоге оказался сам Борисов. А ведь именно Егор Афанасьевич проявил прозорливость, не стал подстраиваться под ветра, что дули из Москвы, отстаивал свою позицию. Многие в то время говорили, мол, рынок сам все разложит, распределит по-справедливому. Но в наших условиях, на огромной территории такое просто нереально. Борисов понимал это и, как мог, продвигал идею создания в республике единой заготовительной системы, когда в России о ней даже речи не велось. Регулируемый рынок, участие в управлении отраслью государства, организация централизованных заготовок – все это было против тогдашних правил воспринималось как красная тряпка, называлось возвратом в прошлое… *** Еще одна попытка принципиально изменить ситуацию в аграрной сфере была предпринята Егором Борисовым после того, как 11 марта 1998 года он был утвержден парламентом в должности министра сельского хозяйства и заготовок республики. Практически параллельно Ученый совет Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства избрал его своим директором. Два года работы во главе министерства оказались довольно успешными. Реформы начали приносить свои плоды, работа выстраивалась более системно, люди на селе стали отличать семейное хозяйство от коллективного. Возник целый набор механизмов, которые увеличивали финансирование отрасли. Для поставок техники по лизингу, обеспечения предприятий необходимыми ресурсами расширялась сеть дочерних предприятий ФАПК «Туймаада». На базе министерства Борисов организовал очень востребованную сельчанами информационно-консультационную службу. Приступили к воссозданию заготовительной системы. Появились какие-то проблески надежды на улучшение. Производство оживилось, после длительного сокращения был остановлен спад и наметился рост численности скота, лошадей, свиней, птицы во всех категориях хозяйств, увеличились надои. Начали создаваться торгово-закупочные центры, сельхозкооперативы почувствовали опору. Иван МАКАРОВ, один из соратников Егора БОРИСОВА тех времен, генеральный директор ОАО «Сахатранснефтегаз», заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), делится своими воспоминаниями: -- Работая в аграрном секторе, Егор Афанасьевич одним из первых понял, что в сельском хозяйстве нужны предприятия, которые бы привели в систему обеспечение улусов необходимыми ресурсами. Так была образована компания «Туймаада-Нефть», которую я возглавлял с конца 90-х годов. Как видно из названия, перед нами ставилась задача обеспечения села горюче-смазочными материалами, поскольку до этого внутри республики царила полная неразбериха, топливо отпускалось без договоров, и в результате накопилась огромная задолженность аграриев. Автозаправочные станции были в развале, в сельской местности их фактически не существовало. В первый год работы «Туймаада-Нефти» Егор Афанасьевич, будучи министром сельского хозяйства, лично помогал нам наладить систему завоза нефтепродуктов в республику. В 1998 году, когда цены на ГСМ постоянно росли, Правительство России подписало картельное соглашение с нефтяными компаниями о замораживании цен для трех категорий получателей – агропромышленного комплекса, северного завоза и Министерства обороны. После принятия этого соглашения мы с Егором Афанасьевичем месяц провели в Москве, по три раза в неделю посещая оперативный штаб министра топлива и энергетики, чтобы выбить квоту для республики. В результате около 20 тысяч тонн нефтепродуктов для селян был поставлены нам по картельным ценам, гораздо ниже рыночных. За этот месяц, проведенный в Москве, я раскрыл для себя Егора Афанасьевича как человека целеустремленного, умеющего отстаивать свою позицию, болеющего за республику. Доходило до того, что мы умудрялись через Минтопэнерго перекрыть нефтяным компаниям квоты на экспорт. То есть, пока они не поставляли все топливо в республику, путь за границу им был закрыт. Естественно, нефтяники старались побыстрее отгрузить нам положенные объемы по низким ценам, чтобы получить доступ к «трубе». И тогда я понял: при правильно поставленных вопросах, при постоянной и настойчивой работе в Правительстве России, можно добиться многого, нерешаемых проблем практически не существует. Для меня, молодого руководителя, это была хорошая школа! *** Егор БОРИСОВ рассказывает: -- Помню, как летом 1999 года в Архангельске проходила представительная конференция Россельхозакадемии, где разные научные и государственные деятели выступали с предложением о принятии целого ряда мер, направленных на вывод отрасли из кризиса. А у нас к тому времени почти все эти меры уже были разработаны. Они касались, в частности, санации убыточных хозяйств, кредитования и страхования, поддержки селекции, семеноводства и племенного дела, обеспечения межотраслевых связей в АПК и так далее. Одни из них были утверждены в виде нормативов, другие – в виде законов, которые при хорошем раскладе должны были начать приносить плоды. Но поэтапное ужесточение федеральных законов в сфере землепользования, сельского хозяйства, производства и реализации пищевых продуктов не учитывает региональные особенности развития АПК и, к сожалению, не дает возможности сформировать класс эффективных товаропроизводителей в регионах со сложными природно-климатическими условиями. Люди сами должны понять, что способны гораздо лучше использовать имеющиеся у них возможности. Они должны убедиться в том, что подошли к той черте, когда одной господдержкой сыт не будешь, ибо законы рынка только ужесточаются, а запросы потребителей – возрастают. И незаметно это переосмысление стало происходить. Селяне начали осознавать, что надо, в первую очередь, рассчитывать на себя, и только в этом случае государство окажет им необходимую помощь. В 2016 году под моим руководством был принят республиканский закон о развитии сельского хозяйства, который позволил приостановить спад аграрного производства, длившийся с 2010 года. Также это позволило гарантировать ежегодный рост объема бюджетного финансирования госпрограммы развития сельского хозяйства, объем которого к 2023 году превысил 15 млрд. рублей, или почти 5 процентов расходной части государственного бюджета Якутии. По этому показателю Якутия занимает второе место среди субъектов России (после Татарстана). Также мной инициирована разработка отдельного республиканского закона о развитии сельскохозяйственной кооперации, который призван заново выстроить систему заготовки и переработки местного сырья в новых санкционных условиях, ужесточения требований федерального законодательства к качеству пищевой продукции, цифровизации всех процессов, связанных с предоставлением господдержки. Отдельной моей инициативой является разработка отдельного республиканского закона о развитии сельских территорий на фоне усиливающейся миграции населения из села в город в последние годы. За последние 5 лет сельское население Якутии сократилось на 5 тысяч человек, что подрывает потенциал развития не только сельского хозяйства, но и основы традиционного образа жизни и традиционного природопользования, сохранения языков и культуры народов нашей республики. Объем ресурсного обеспечения действующей госпрограммы комплексного развития сельских территорий составляет всего 1,2 млрд. рублей, или менее половины процента расходной части государственного бюджета Якутии. Я думаю, что, с учетом внедрения геоинформационных платформ, мы вполне способны по-новому организовать развитие отраслей местного производства на селе на основе Схемы рационального размещения производственных объектов АПК, Государственного реестра земель сельхозназначения и иных массивов больших данных, характеризующих все аспекты отраслей АПК в нашей республике. При этом развитие инженерной и социальной инфраструктуры на селе должно быть подчинено целям развития местного производства, а не наоборот. Сельским жителям, прежде всего, надо создавать условия для занятости, в том числе самозанятости в сельском хозяйстве, тем более в последние санкционные годы вопрос обеспечения продовольственной безопасности вышел на первый план. Конечно, будет непросто, но я уверен, что сельская экономика Якутии обязательно окрепнет и выйдет на совсем другие масштабы производства. А лет через 15-20 та замечательная молодежь, которая сегодня закрепляется в сельской местности, будет чувствовать себя в новых условиях, как рыба в воде. Эти ребята уже не станут надеяться только на государственные субсидии и дотации, как когда-то их родители. Вырастет поколение современных, высокотехнологичных сельских предпринимателей. Они будут хорошо зарабатывать, считать и разумно вкладывать средства в продвижение своего бизнеса, по-настоящему любить собственное дело, и, конечно, жить достойно, в красивых и комфортных домах, в благоустроенных селах. Все это обязательно придет. И, может быть, тогда многие из нас с грустной улыбкой вспомнят, как долго и мучительно не хотели учиться жить и работать в новых условиях. (С использованием материалов книги "Егор Борисов. Биография продолжается". Алексей Березовский, Владимир Федоров. Москва, "Молодая гвардия", 2020).
2024-08-15 01:57:27 Всего просмотров: 153 Комментарии Всего [0] Ссылки по ключевым словам:
2024-12-22 07:23:13 - Поздравление Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Сергеевича Николаева с Днем энергетика 2024-12-20 11:38:37 - Делегация Акционерной компании «Железные дороги Якутии» провела в Китае встречи по вопросам перевозки грузов 2024-12-20 09:30:22 - Анатолий Семенов: Якутия активно поддерживает инициативы Президента России 2024-12-20 03:27:19 - Глава Якутии назвал открытым и честным диалог Президента с жителями на Прямой линии 2024-12-20 03:20:48 - Глава города Якутска Евгений Григорьев оценил итоги работы АО «Теплоэнергия» 2024-12-19 07:44:02 - В Якутии построят еще 13 новых школ в 2025 году 2024-12-19 07:42:34 - Айсен Николаев объявил в Якутии Год защитника Родины 2024-12-18 06:26:29 - Журналисты из Якутии подведут итоги года с Владимиром Путиным 2024-12-18 06:25:08 - Итоги четвертого дня работы «горячей линии» по автобусным маршрутам в Якутске 2024-12-17 07:09:04 - Народные депутаты Якутии приняли участие в торжественном собрании, посвященном 100-летию видного государственного и политического деятеля Евдокии Гороховой |
Собственные материалы (последние 20) 2024-12-21 09:58:22 - «ГАЗПРОМ – ДЕТЯМ!» - БЕЗ БАССЕЙНОВ. Новый спорткомплекс, построенный на озере, близок к аварийному состоянию? [0]2024-12-20 11:38:37 - Делегация Акционерной компании «Железные дороги Якутии» провела в Китае встречи по вопросам перевозки грузов [0]2024-12-18 06:09:08 - Железнодорожный корабль «Счастье» [0]2024-12-16 05:42:29 - В городской маршрут №5 добавлены автобусы МУП «ЯПАК» [0]2024-12-15 14:27:30 - ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ КОС В БЕРДИГЕСТЯХЕ. Какова ситуация с этими коммунальными объектами в других муниципалитетах? [0]2024-12-14 14:54:16 - ЭДУАРД САДОВНИКОВ – ОБ ОБНОВЛЕНИИ МАРШРУТНОЙ СЕТИ АВТОБУСОВ [0]2024-12-14 03:12:52 - ВСЕ НОВОСТИ ПО АВТОБУСАМ - В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЛУЖБЫ. Также в Якутске открыта "Горячая линия" по работе автобусных маршрутов [0]2024-12-13 16:44:12 - ВНИМАНИЕ: "ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ" ПО РАБОТЕ АВТОБУСОВ - 300-900 [0]2024-12-13 14:42:09 - Пациенты офтальмологической больницы рады возвращению автобусного маршрута № 2 на улицу Свердлова [0]2024-12-13 07:46:49 - Медики обсудили задачи новых национальных проектов [0]2024-12-13 07:35:21 - Евгений Григорьев провел заседание городского оргкомитета к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне [0]2024-12-08 13:18:23 - НЕВЕЛИКОЛЕПНЫЙ «ЗОЛОТОЙ ВЕК». Часть-1 [0]2024-11-29 19:49:56 - В рамках архитектурной премии «Эйгэ» заместитель генерального директора АО «АК «ЖДЯ» выступил с инициативой создания жилого квартала в городе Алдане [0]2024-11-29 19:41:01 - На станции Нижний Бестях стартовал конкурс ледовых скульптур «Новогодняя фантазия» [0]2024-11-26 18:53:17 - «ИЗБИРАТЬ НЕЛЬЗЯ НАЗНАЧАТЬ!», или Кто заинтересован в кресле мэра Якутска и половине триллиона? [0]2024-11-17 13:43:17 - ВНИМАНИЕ: С 18 НОЯБРЯ НАЧИНАЕТ РАБОТУ НОВЫЙ АВТОБУСНЫЙ МАРШРУТ № 12 [0]2024-10-30 19:12:31 - МИНТРАНС ЯКУТИИ И НОРДГОЛД РАССМОТРЕЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОГО АВИАСООБЩЕНИЯ "ЯКУТСК-ОЛЕКМИНСК-ЧАРА" [0]2024-10-30 10:55:43 - В 2024 ГОДУ ВСЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА АЛРОСА ВЫПОЛНИТ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ [0]2024-10-29 15:41:53 - В Якутске с 30 октября будет открыто движение городских маршрутов по ул. Чернышевского [0]2024-10-29 15:39:54 - Внедрение Медицинской информационной системы в Якутии [0]Разделы Об издании
|