Издается с 27 апреля 2005 года
Whatsapp-группа "V ЯКУТИИ.РУ" | Телеграм-канал "V ЯКУТИИ.РУ"

Общественно-политическая интернет-газета http://www.vyakutia.ru

Поиск (одно слово)

Главная

Промышленность
«Полюс Алдан» высаживает новый лес
[0]

Экономика
Кто получит повышенные пенсии и пособия с 1 июля

Сельское хозяйство и АПК
Агрохолдинг «Туймаада» - об итогах Республиканского конкурса-фестиваля «Кымыс – Айыы Аhа»
[0]

Транспорт
Состоялось годовое общее собрание акционеров АО «АК «ЖДЯ»
[0]

Спорт
С 1 по 5 июля в Мирном, при поддержке АЛРОСА, состоятся Всероссийские соревнования по боксу
[0]

Транспорт
В Алдане завершилась XVI Спартакиада железнодорожников

Здравоохранение
Мирнинская ЦРБ участвует в акции «Здравосмотр»

Промышленность
Предприятия АЛРОСА продолжают эстафету по зарыблению рек

В парламенте
Алексей Еремеев: Подписанные Соглашения с Республикой Крым и Татарстаном определяют дальнейшие перспективы взаимодействия наших республик

Сельское хозяйство и АПК
Глава Якутии встретился с участниками республиканского конкурса-фестиваля «Кымыс – Айыы Аhа»

Здравоохранение
В Якутии действует проект «Медицинский помощник»

Образование, наука
Новый уровень проекта "КиноМАНиЯ": при поддержке АЛРОСА в Якутске впервые прошел Детский дальневосточный детский кинофестиваль
[0]

Сельское хозяйство и АПК
Победу на конных скачках на призы Главы Якутии одержал скакун Хорезм Харачой

Общество
Льготные авиабилеты: кому положены, куда можно поехать

Экономика
Выходное пособие с осени посчитают по-новому

Законодательство
Законы вступающие в силу в июле

Поздравления
Глава Якутии Айсен Николаев поздравляет с Днем молодежи.

Поздравления
Глава Якутии Айсен Николаев поздравляем с Ысыахом Туймаады 2025 года.

Политика
Правительство Якутии и акимат Астаны подписали меморандум о взаимопонимании

В Якутске прошло координационное совещание представителей МИД России

Сельское хозяйство и АПК
В Якутске обсудили развитие органической продукции сельского хозяйстве

Здравоохранение
Лучшие практики Якутии по борьбе с гепатитом С были представлены на IV Национальном экспертном совете по вопросам элиминации вирусных гепатитов

В парламенте
Как изменятся тарифы на ЖКУ с 1 июля 2025 года

В столице
В Якутске начали асфальтирование улицы Ойунского

Промышленность
АЛРОСА: подводим итоги ПМЭФ-2025
[0]

В улусах
Набережная "Поющие пески" станет визитной карточкой города Вилюйска
[0]

Транспорт
Авиакомпания АЛРОСА получила новый вертолет
[0]

В парламенте
Алена Атласова приняла участие в круглом столе «Семья как стратегический ресурс демографического развития»

Здравоохранение
Продолжается капитальный ремонт родильного отделения Мирнинской ЦРБ

Более 600 тысяч диагностических исследований проведено в новой поликлинике Таттинской ЦРБ

Промышленность
Якутия готовится к реализации соглашения о научно-техническом сотрудничестве с Газпромом

В улусах
Жителям Вилюйска напоминают о своевременности оплаты счетов ООО "Саайдам"

ЖКХ, энергетика
Тарифы на коммунальные услуги повысятся в Якутии с 1 июля
[0]

В столице
В связи с осадками, в Якутске усилена откачка дождевой воды с улично-дорожной сети
[0]

В парламенте
Алексей Еремеев: Иннокентий Бочкарев олоҕун холобура дьону патриотизмҥа угуйар

В России
Приветствие Президента Российской Федерации Владимира Путина участникам, организаторам и гостям I Международного конкурса-фестиваля музыкального исполнительства «Симфония добра»

В столице
«Ысыах Туймаады-2025»: в Якутске проведена масштабная работа по организации праздника

Здравоохранение
Поступление на целевое обучение будет происходить через портал «Работа в России»
[0]

Общество
Эксперт Щербаченко предупредил о новом виде мошенничества с курьерами

Культура
Торжественное открытие международного конкурса-фестиваля «Симфония добра» состоялось в Якутске

 

В парламенте

АЛСИБ – трасса мужества: история и современность

@После многих лет забвения и замалчивания этой темы в нашей стране, интерес к легендарной воздушной трассе, названной «Трассой мужества», совершенно не угас, а, наоборот - растет из года в год. АлСиб («Аляска–Сибирь») - так называлась в годы Великой Отечественной войны воздушная трасса между Аляской и СССР, по которой перегонялись американские боевые самолёты, поставляемые США в нашу страну по договору ленд-лиза.

11 января 2025 г. в рамках программы экстремального марафона «Полюс Холода Оймякон», приуроченного к 80-летию Великой Победы, в с. Томтор Оймяконского улуса прошел круглый стол «Воздушная трасса Аляска – Сибирь». Модератором круглого стола выступила председатель постоянного комитета парламента Якутии по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, председатель ЯРО "Якутская Арктика" АСПОЛ, член федерального партийного проекта «Историческая память» в РС (Я) Елена Голомарева.

Основными спикерами мероприятия были писатель-историк авиации, подполковник запаса Вячеслав Филиппов (Москва), руководитель комиссии по сохранению памятников истории и культуры Красноярского краевого отделения РГО Александр Матвеев (Красноярск), главный библиотекарь отдела комплексного обслуживания Национальной библиотеки РС (Я) Васса Павлова, начальник отдела фонда данных Якутского управления Гидрометеослужбы Наталья Костина (Якутск), художественный руководитель театра исторической реконструкции Сибирского федерального университета «Артефакт» Иван Кунчевский (Красноярск) и местный краевед-исследователь Спиридон Слепцов, автор книги «Аэропорт Оймякон – история и судьбы».

С приветственной речью выступили глава улуса Александр Оконешников, начальник управления культуры улуса Аксинья Сивцева и заместитель директора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Вячеслав ШАДРИН.

Июнь 1942-го года:

Рузвельт — Сталину: «Посол Литвинов информировал меня, что вы одобрили переброску американских самолётов через Аляску и Северную Сибирь на Западный фронт, и я был рад узнать об этом... Я готов отдать распоряжение американским экипажам доставлять вам самолёты до озера Байкал».

Сталин — Рузвельту: «Советское правительство уже дало необходимые указания об окончании в короткий срок проводившихся в Сибири работ по подготовке к приёму самолётов, т.е. работ по приспособлению имеющихся аэродромов и соответствующего оборудования их. Что касается того, силами чьих лётчиков доставлять самолёты из Аляски, то мне кажется, что это дело можно будет поручить... советским лётчикам!».

Народный депутат Елена Голомарева во вступительном слове сообщила, что каждый раз, когда она посещает Оймяконье всегда с большим трепетом посещает музей и легендарный аэропорт, где начиная со взлетно-посадочной полосы, с каждой фотографии, с каждого документа в музее, оживает героическая история нашего народа во время ВОВ. «В этом году – в год 80-летия Великой Победы, в год патриотизма и национального единства история легендарной воздушной трассы «Аляска-Сибирь» обретает особое значение. «Изучив материалы, рассказывающие об истории воздушной трассы «Аляска – Сибирь», мы понимаем, какой героический подвиг совершили эти люди и какой ценой была завоевана Великая Победа».

Елена Голомарева также рассказала о проекте «Историческая память», который реализуется с целью объединения усилий государства, общественных институтов, частных лиц, активизации законотворческой работы по совершенствованию нормативно-правовой базы и сохранения исторического наследия. Сегодня особенно актуально вовлечение в эту работу общественности, проведение работы по патриотическому воспитанию молодежи на базе богатого исторического наследия.

Она отметила, что благодаря тем людям, которые занимались все эти долгие годы сбором краеведческих материалов, благодаря их кропотливой поисковой исследовательской работе с архивами, в Якутии сохранилось немало документального материала об истории АлСиб. «Но белых пятен этого уникального исторического периода все еще очень много и требует более детального изучения и, что самое важное, подключения подрастающего поколения, молодежи к этой работе. Сколько еще тайн хранит заснеженная почтенная земля Оймяконья предстоит изучить нашей молодежи – это и есть истинное прикосновение к истории, воспитание к патриотизму через изучение небывалой стойкости и героизма отцов и дедов в годы ВОВ. В эти дни в Оймяконском районе прошли масштабные мероприятия, которые были запланированы в рамках федерального партийного проекта «Историческая память» и подразделения Ассоциации Полярников России общественной организации «Якутская Арктика». В рамках этих мероприятий проведены два круглых стола, посвящённые к 80-летию Великой Победы», - сообщила парламентарий.

Краевед, член Русского географического общества, почетный гражданин Оймяконского улуса, учредитель местного краеведческого музея Тамара Васильева рассказала о роли местного населения и узников ГУЛАГ в строительстве посадочной полосы. В первые годы войны в условиях голода и холода люди самоотверженно трудились и в рекордно короткие сроки построили эту историческую трассу, которая сыграла огромную роль в победе над фашизмом. Строительство аэродромов проводилось круглосуточно, даже в -50-60-градусные мороз, в жару, в дождь. Для строительства мобилизовывались до 300 и более гражданских лиц – жителей городов, районов, спецконтингент лагерей ГУЛага – и основная часть имеющейся автотранспортной техники. А где не было машин – в большом количестве мобилизовывался гужевой транспорт с телегами. В результате такого воистину героического труда строителей аэродромов к октябрю 1942 года 10 основных и запасных аэродромов трассы были готовы к эксплуатации, и началась перегонка американских самолетов. Воздушная трасса протяженностью более 4800 километров была построена в рекордные сроки - всего за полгода! В мирное время для этого потребовалось бы более 10 лет. Особенно много самолетов аэропорт Оймякон принял в 1943 году. Так, в период с июня по октябрь техническо-эксплуатационная бригада аэропорта обслужила 835 самолетов. При этом, наиболее высокие темпы перегонки наблюдались в конце июля — только за 8 дней аэропортом было обслужено 167 самолетов. За годы войны в аэропорту в общей сложности проработало не менее 260 человек со всех концов СССР. «Мы не должны забывать историю. Секретность этого объекта была снята лишь в 80-е годы - с того времени коллективом школы, краеведами собран ценный материал по истории АЛСИБ, по узникам ГУЛАГ. Внимание посетителей, туристов всегда привлекает уникальный литературно-краеведческий музей в с. Томтор», - поделилась краевед.

Из материалов И.Е. Негенбля и полярного летчика В.В. Михайлова: В первые дни Великой Отечественной войны СССР потерял 1200 боевых самолетов. В небе господствовали фашисты. А транспортировка по южному маршруту - через Индийский океан до портов Ирана занимала больше двух месяцев. И тогда Сталин дал приказ построить авиатрассы. В ноябре 1941 года на уже имеющихся аэродромах начались строительные работы. В Якутске, где взлетно-посадочная полоса была дерновая, сооружали дополнительные здания. В 1942 году развернулось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймчане и Уэлькале, а также промежуточных и запасных – в Алдане, Олекминске, Оймяконе в Якутии, Берелехе на Колыме и Марково на Чукотке. По словам Ильи Мазурука, назначенного начальником Красноярской воздушной трассы (КВТ, именно так называли Алсиб по причине секретности), в мирное время для её строительства потребовалось бы около десяти лет.

Менее чем через десять месяцев, 23 июля, на трассу вылетела комиссия ГУ ГВФ по обследованию и приёмке аэродромов. В отчёте комиссии записано, что к началу октября 1942 года на трассе введено десять аэродромов: ранее действовавшие Красноярск и Якутск и восемь новых. Базовые — Киренск, Сеймчан и Уэлькаль, промежуточные и запасные — Алдан, Олекминск, Оймякон, Берелех и Марково. А также строятся запасные аэродромы с грунтовыми ВПП — Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хандыга, Зырянка, Анадырь.

В итоговом докладе ГУ ГВФ о строительстве Алсиба отмечено: «Большую помощь в строительстве и освоении трассы оказал Дальстрой НКВД, построивший два базовых и шесть промежуточных аэродромов…». Дальстрой и его заключённые, местные жители стали единственной возможностью на огромных пустынных просторах севера и Арктики выполнить задачу по строительству аэродромов. Некоторую технику для строительства аэродрома приходилось разбирать на части и перебрасывать самолётами. Часть бензина доставили даже на собачьих упряжках. Партийное руководство мобилизовало всё население, даже дети таскали на носилках с реки песок и мелкую гальку для уплотнения грунтового покрытия.

Выступление Вячеслава Филиппова было посвящено памяти известного историка авиации Якутии Ивана Ефимовича Негенбля, его огромной роли в деле увековечения памяти советских авиаторов – участников уникальной операции времен Великой Отечественной войны – перегона поступающихся по программе ленд-лиз из США в СССР боевых и транспортных самолетов. К слову, Иван Ефимович всегда тесно сотрудничал с оймяконцами, неоднократно помогал организовывать фотовыставки, посвященные перегоночной трассе, а в своих выступлениях, интервью или книгах он всегда подчёркивал значимость оймяконского аэропорта. «Ну а нынешнее поколение молодых красноярцев тоже активно участвует в прекрасном и благодарном процессе – сохранение Памяти и продолжают наши святые дела по поиску и установлению имен погибших летчиков‑перегонщиков на территории Красноярского края. Мы делаем все, чтобы о героях трассы на нашей малой родине было известно. Они не пропали без вести, мы их помним, у них есть наследники!»

Свой доклад красноярец Александр Матвеев посвятил анализу случайно обнаруженного уникального документа – так называемой Книги приказов 7-го перегоночного авиаполка. Этот полк был сформирован 15 февраля 1943 г. из наиболее подготовленных пилотов для сквозной перегонки самолетов. Иными словами, на всем протяжении трассы самолет пилотировал только один экипаж. Но ввиду крайней утомительности и неэффективности перегонки одним таким способом, 28 мая 1943 г. 7-й авиаполк расформировали. Но даже за этот короткий промежуток времени над бескрайней Якутией полк потерял 4-х авиаторов – это ст. лейтенант Владимира Лесных, штурман, лейтенант Сергей Сивельгин, ст. техник эскадрильи Георгий Ведмицкий и капитан Василий Ковалев.

Васса Павлова рассказала о новых возможностях электронных ресурсов Национальной библиотеки Якутии и о контенте, посвященном трассе Аляска – Сибирь. Примечательно, что на сайте имеются в открытом доступе значительная часть книг И.Е. Негенбля, М.Е. Васильева, В.В. Филиппова и других историков авиации и любой желающий может с ними ознакомиться онлайн.

Наталия Костина отметила неоценимую роль Якутского управления гидрометеослужбы в годы Великой Отечественной войны. В те годы исключительно сложная и важная воздушная трасса в метеорологическом отношении была совершенно не изучена. Поэтому необходимо было применять срочные меры по организации новых метеостанций, что и было сделано в кратчайшие сроки. Так, если в 1941 году в Якутии имелось всего 27 станций, то к моменту перегонки самолетов их уже стало 82.

Иван Кунчевский рассказал о работе своего молодёжного любительского театра, занимающегося постановкой спектаклей, организацией и проведением мероприятий, касающихся знаменательных дат в российской и мировой истории.

Краевед Спиридон Слепцов осветил историю создания аэропорта Оймякон и об его деятельности в советские годы. Он отметил, что в послевоенные годы и вплоть до начала перестройки и середины 1980-х гг. эта страница истории военного подвига советских летчиков замалчивалась. Это было связано с тем, что СССР долгие годы находился в состоянии «холодной войны» с США и многие документы совместного сотрудничества были засекречены. Лишь в конце 1980-х гг. стали появляться первые статьи и публикации, посвященные истории ленд-лиза из США, и участия Якутии в войне. После войны начиная с 1950-х гг. на базе аэропорта был создан испытательный полигон союзного значения для проверки различной техники в условиях экстремально низких температур. Выступающий также рассказал и о работе оймяконских краеведов, которые уже в 1970-х гг. активно проводили поисковую деятельность. Именно благодаря им в 1975 г. в с. Томтор был установлен первый в стране памятник летчикам-перегонщикам. Также были показаны уникальные фотоснимки военных лет, отснятые в Оймяконе. Некоторые из них были получены совсем недавно благодаря помощи старшего научного сотрудника Томского областного краеведческого музея Константина Подковыркина. Завершая выступление, Спиридон Спиридонович высказал сожаление, что, несмотря на богатую, интересную и хорошо изученную историю аэропорта и его социально-экономическую важность, еще в 1998 г. он был переквалифицирован в радиофицированную площадку. И в настоящее время самолёты здесь летают крайне редко, при этом нет ни зала ожидания, ни места для регистрации пассажиров. При этом в 2017 г. аэропортовское служебное здание вошло в перечень выявленных объектов культурного наследия региона, а этот документ запрещает муниципалитетам самостоятельно проводить даже небольшие реставрационные работы. Исходя из вышеизложенного, он выразил надежду, что хотя бы в год 80-летия Великой Победы руководство республики наконец-то обратит внимание на все эти накопившиеся проблемы.

«По этой трассе могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские».

Так считали союзники - американцы. Решение Сталина было одно - самолеты будут доставлять советские летчики. В перегоночные полки, впрочем, как и на наземную техническую работу, отбирали опытных фронтовиков и людей, уже имеющих опыт работы на северных маршрутах или перегонах поставляемых союзниками самолётов по южному иранскому маршруту.

Уже 7 октября 1942 года из Фербенкса в Уэлькаль вылетела первая группа из семи истребителей Р-40 "Киттихаук", пилотируемых лётчиками 1-го полка. На первом этапе её лидировал на своём бомбардировщике Б-25 полковник Мазурук.

Этапы были такими:

Фербенкс -- Уэлькаль – 1493 км. Над лесами и долиной реки Юкон до города Нома на побережье. Далее Берингов пролив и над тундрой восточной Чукотки.

Уэлькаль -- Сеймчан — 1450 км. Безлюдная центральная Чукотка и Колымский хребет.

Сеймчан – Якутск ­-- 1167 километров. Полюс холода. Верхоянский и Черский хребет. Полёт здесь проходил на больших высотах в кислородных масках.

Якутск – Киренск – 1330 километров над тайгой.

Киренск – Красноярск -- 960 километров. Маршрут над сплошной тайгой вблизи реки Лены.

Трасса АЛСИБ была разделена на пять участков. Участок Сеймчан – Якутск, куда входил аэропорт Оймякон, считался наиболее сложным, как из-за погодных условий, так и из-за рельефа местности. Из-за низких температур замерзало масло, резина становилась хрупкой, лопались шланги, двигатели работали с перебоями, что влияло на трудности при посадке самолетов. Часто случались ситуации, когда самолеты, прилетавшие на дозаправку в Оймякон, потом не могли несколько суток вылететь далее по маршруту, потому что температура опускалась ниже 55 градусов и полеты были запрещены. Зимой 1943–1944 гг. в Оймяконе было зафиксировано 69 дней с температурой ниже 50 градусов.

Согласно докладу ГУГВФ перегонка самолетов осуществлялась мелкими группами. Два бомбардировщика вели группу из нескольких истребителей (не более девяти) и следили за ситуацией, а в случае необходимости, сопровождали тех, кто шел на вынужденную посадку. В пункте назначения самолеты передавались соседнему полку, а летчики возвращались к местам базирования на транспортных самолетах. Да и сами самолеты не были рассчитаны на длительные перелеты. Пилоты иногда проводили по нескольку часов в слепом полёте, и не все выдерживали такое испытание. Максимум в боевой обстановке истребители находились в воздухе один-два часа. Но для перегонки их на большие расстояния приходилось подвешивать к самолетам дополнительные баки, чтобы горючего хватало на четыре часа полета. Естественно, это нарушало баланс самолета, усложняло пилотирование. Почти все самолеты не имели отопления. Такой четырехчасовой полет в холодном самолете с обмерзшими стеклами был для летчиков настоящим испытанием. Зимой 1943 года лётчик Дьяков во время вынужденной посадки в районе Верхоянского хребта уцелел и просидел один в горах больше месяца. Зная о его местонахождении, по распоряжению полковника Мазурука, всё необходимое для жизни ему сбрасывали с самолёта. Был благополучно спасён местным населением на оленьих упряжках через тридцать четыре дня.

Сам Мазурук лидировал очередную группу самолётов по маршруту Уэлькаль – Сеймчан на бомбардировщике Б-25 «Митчелл». «Угодили в тяжелейшую метеорологическую обстановку – при подходе к Сеймчану выяснилось, что он закрыт туманом и не принимает. Уходить на запасной аэродром в Оймяконе поздно – не хватит горючего. Ведомая Мазуруком девятка истребителей оказалась в критической ситуации… Илья Павлович знал все закоулки на маршруте трассы, знал и то место, где они теперь находились. Он уверенно повернул группу на север, к посёлку Зырянка, что на реке Колыме. Там имелись замёрзшие песчаные отмели. Вот на это покрытие и совершили вынужденную посадку все девять истребителей. Сел и бомбардировщик Мазурука. Строительство и обслуживание аэропорта Оймякон в годы войны – это одна из трагических страниц истории Великой Отечественной войны. Но еще более трагической является история летчиков-перегонщиков самолетов, каждый день для них мог стать последним. Несмотря на все сложности, мужественными летчиками за период существования трассы Аляска – Сибирь, на территорию СССР было доставлено 7 928 самолетов, что приблизило победу над фашизмом. Особенно учитывая тот факт, что поступать техника начала в самый решающий момент для нашей страны – уже через несколько месяцев после начала войны.

Пресс-служба Ил Тумэна

Фото: из архива музея с.Томтор - по ссылке - https://iltumen.ru/news/26244

2025-01-20 03:42:21

Всего просмотров: 100

Поделиться:


Ссылки по ключевым словам:

2025-06-13 07:58:52 - В Музей истории города Якутска передали свиток из бересты с Указом Президента Российской Федерации

2025-05-27 05:22:05 - В парламенте Якутии состоялся правчас по объектам траспортно-логистической инфраструктуры северного завоза

2025-05-12 08:53:43 - Министерство сельского хозяйства Якутии приносит извинения перед ветеранами отрасли и их родными и сообщает, что ветеранов поздравят повторно

2025-05-06 01:05:26 - Депутаты Ил Тумэна почтили память участников перегоночной трассы Аляска-Сибирь

2025-04-25 11:10:39 - Из истории: как в якутской Арктике в советские годы впервые появилась ветроэнергетика и как это событие повлияло на судьбу Константина Ильковского

2025-04-18 05:19:16 - Павел Петров: Историю ни в коем случае менять нельзя

2025-04-11 04:10:24 - В Нерюнгринском районе построят новый детский лагерь «Мужество»

2025-03-09 06:01:37 - Павел Петров провел рабочее совещание по вопросу развития транспортной отрасли республики

2025-02-21 12:44:32 - Айсен Николаев дал старт историко-патриотическому проекту «Бастионы памяти»

2025-01-20 03:42:21 - АЛСИБ – трасса мужества: история и современность

Собственные материалы (последние 20)

2025-07-02 04:21:59 - «Полюс Алдан» высаживает новый лес[0]

2025-07-01 06:42:24 - Агрохолдинг «Туймаада» - об итогах Республиканского конкурса-фестиваля «Кымыс – Айыы Аhа»[0]

2025-07-01 03:55:54 - Состоялось годовое общее собрание акционеров АО «АК «ЖДЯ»[0]

2025-06-30 20:33:16 - С 1 по 5 июля в Мирном, при поддержке АЛРОСА, состоятся Всероссийские соревнования по боксу[0]

2025-06-30 05:36:03 - Новый уровень проекта "КиноМАНиЯ": при поддержке АЛРОСА в Якутске впервые прошел Детский дальневосточный детский кинофестиваль [0]

2025-06-26 01:44:30 - АЛРОСА: подводим итоги ПМЭФ-2025 [0]

2025-06-26 01:40:45 - Набережная "Поющие пески" станет визитной карточкой города Вилюйска[0]

2025-06-26 01:40:41 - Авиакомпания АЛРОСА получила новый вертолет [0]

2025-06-25 16:57:21 - Тарифы на коммунальные услуги повысятся в Якутии с 1 июля[0]

2025-06-25 07:54:26 - В связи с осадками, в Якутске усилена откачка дождевой воды с улично-дорожной сети[0]

2025-06-25 05:48:42 - Поступление на целевое обучение будет происходить через портал «Работа в России» [0]

2025-06-24 06:29:43 - КЫМЫС — АЙЫЫ АҺА [0]

2025-06-24 06:26:54 - Делегация АО «АК «ЖДЯ» приняла участие в ПМЭФ[0]

2025-06-20 07:46:55 - Фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск»: якутский инклюзивный театр «Алгыс» покорил сердца жюри [0]

2025-06-20 06:04:59 - На коллегии Минэкологии обсудили вопросы экологической безопасности, участие принял депутат Находкин[0]

2025-06-20 06:02:37 - Внимание: объявление Минздрава Якутии для абитуриентов [0]

2025-06-20 04:39:42 - Ысыах Туймаады-2025: якутян ждут на традиционный конкурс-фестиваль кумыса[0]

2025-06-20 00:21:23 - ПМЭФ-2025: российские алмазы – углеродно-нейтральны[0]

2025-06-20 00:14:22 - Выездной аудит ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России высоко оценил работу якутских гематологов [0]

2025-06-19 06:56:32 - НАДЕЖДА В ОЛЕНЬКЕ: НАДЕЖДЫ НА КАНДИДАТА НЕТ? [0]


Разделы

В ДВФО

В парламенте

В промышленных районах

В республике

В России

В столице

В улусах

ВЫБОРЫ

Жилье, строительство

ЖКХ, энергетика

Законодательство

Здравоохранение

Культура

Наука, образование

Новости Гордумы

Образование, наука

Общество

Поздравления

Политика

Происшествия

Промышленность

Сахалыы cыhыарыы

Сахалыы сыhыарыы

Сельское хозяйство и АПК

Спорт

Транспорт

Экология

Экономика


Об издании