![]() |
| |
| Общественно-политическая интернет-газета http://www.vyakutia.ru | ||
|
Главная В парламенте В республике В России Законодательство В столице Экономика В парламенте Промышленность Жилье, строительство Здравоохранение Экономика Культуру Транспорт В парламенте Сельское хозяйство и АПК В столице В парламенте В столице Сельское хозяйство и АПК Здравоохранение В парламенте Сахалыы сыhыарыы Здравоохранение Законодательство Культура В парламенте В России Законодательство Транспорт Регионам просят добавить бюджетных денег на северный завоз Художников по льду приглашаем создать «Стальной путь» на привокзальной площади ст. Нижний Бестях «Железные дороги Якутии» успешно завершили летний этап «северного завоза» Сила и традиции: АК «ЖДЯ» — чемпионы открытого чемпионата Алданского района по жиму штанги лежа Промышленность В парламенте Здравоохранение В парламенте Внесены изменения в Закон РС (Я) «О табунном коневодстве» В парламенте Образование, наука |
В парламенте В Ил Тумэне обсудили вопросы экологической безопасности при добыче и транспортировке нефти
Председатель комитета во вступительной речи отметил, что проблема экологической безопасности при добыче, транспортировке и хранении нефтепродуктов остаются чрезвычайно острыми. На территории Республики Саха (Якутия) действуют 132 лицензии на право пользования недрами по углеводородному сырью. Общий объем запасов по категориям составляет 653 млн тонн нефти, в т.ч. 582 млн тонн в распределенном фонде. Объектом транспортировки нефти является магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ООО «Транснефть-Восток»), который проходит по территории Ленского, Олекминского, Алданского, Нерюнгринского районов. Протяженность по республике — 1,4 тыс. км (общая протяженность 4 740 км). Всего эксплуатируется 10 нефтеперекачивающих станций.
В государственном реестре опасных производственных объектов на территории республики зарегистрировано 190 объектов добычи, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов, эксплуатируемых 51 организацией.
За 2020-2025 гг. на территории республики всего произошло 172 аварийных разлива нефтепродуктов и ликвидация последствий таких аварий представляет собой целый комплекс сложных и трудоемких мероприятий.
- В связи с этим важным представляется создание условий, направленных на предупреждение и оперативную ликвидацию последствий разлива нефти и нефтепродуктов. Мы сегодня открыто и предметно будем говорить об этих проблемах. Сегодня нам предстоит не только констатировать эти проблемы, но и найти конструктивные пути их решения, – сказал Андрей Находкин.
Для снижения экологических рисков необходимы технологические меры
В своем докладе министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Евгений Перфильев сообщил, что в 2020 году зафиксировано 45 аварийных разливов нефтепродуктов на территории Республики Саха (Якутия), из них 14 случаев разлива нефтепродуктов в результате ДТП, 21 разлив нефтепродуктов по иным обстоятельствам, 10 провалов под лед. Предъявлено 84 административных штрафа на сумму 3 597,6 тыс.руб., из них взыскано 74 на сумму 3 212,1 тыс.руб.
Предъявлено 43 ущерба на сумму 54 490,86 тыс.руб, из них взыскано 28 на сумму 6 973,04 тыс.руб. (по остальным судебные разбирательства). Из 43 предъявленных ущерба на сумму 54 490,86 тыс.руб, взыскано 28 на сумму 6 973,04 тыс.руб. (по остальным идут судебные разбирательства).
За 9 месяцев 2025 года на территории республики зафиксировано 18 аварийных разливов нефтепродуктов, из них 12 случаев разлива нефтепродуктов в результате ДТП, 6 разливов нефтепродуктов по иным обстоятельствам.
Передано по подведомственности -7. В Управление Росприроднадзора по РС(Я) всего переданы 5 случаев разлива нефтепродуктов, ВСТУ Росрыболовства – 1, районная прокуратура - 1.
За 9 мес. т.г предъявлено 4 ущерба на сумму 12 754,14 тыс.руб., из них взыскан 1 ущерб на сумму 180,0 тыс.руб.(остальные в работе).
Минэкологии РС(Я) и лесничествами в рамках КНД за 2022-2025 года всего проведено всего 121 профилактических мероприятий.
Как считает министр, для снижения экологических рисков необходимо проводить технологические и профилактические меры: использование современного оборудования, систем раннего обнаружения утечек (включая ГИС-технологии и дроны), регулярный мониторинг и проверка состояния инфраструктуры.
На сегодняшний день крупными предприятиями, осуществляющими добычу, транспортировку и хранение нефтепродуктов, реализуются 18 комплексных среднесрочных программ по охране окружающей среды. Это объемные в плане капиталовложений программы, включающие строительство и реконструкцию природоохранных объектов. На 2025 г. по Программам предусмотрено 4 758,86 млн.руб.; на 2024 г. – 12 520,47 млн.руб.; на 2023 г. – 17 720,72 млн.руб. (факт 2023 г. – 39 663,65 млн.руб.), в т.ч. на мероприятия, снижающие негативное воздействие на окружающую среду.
Также докладчик сообщил, что в республике реализуется программа развития рынка газомоторного топлива. Приняты широкие меры государственной поддержки развития рынка. Из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделяются субсидии: на покрытие части затрат на установку газобаллонного оборудования на технику; 40 млн руб. на строительство метановых заправок; 75% затрат на приобретение метановых передвижных автогазозаправщиков.
Перевод котельных на газовое топливо
В целом по итогам газификации населенных пунктов Южной Якутии в период 2025 - 2028 гг. с учетом оптимизации планируется перевод 67 котельных на газовое топливо (по факту эксплуатируется 63), в том числе:
- в Олекминском районе 28 котельных;
- в Ленском районе 3 котельные;
- в Нерюнгринском районе 10 котельных (с учетом п. Чульман);
- в Алданском районе 26 котельных.
Ориентировочная стоимость капитальных затрат – более 11 млрд рублей, которые рассчитаны на основании предоставленных данных РСО, а также укрупненных расчетов строительства газовых котельных.
По информации заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по РС (Я) Никиты Андреева с 2020 по 2025 год в рамках осуществления федерального
государственного контроля проведено 200 мероприятий. За этот период выявлено 147 нарушений, выдано 35 предписаний. В целом по Управлению за нарушения природоохранного законодательства возбуждено 159 административных дела, вынесено постановлений о назначении административных наказаний – 101, наложено штрафов на сумму – 4 млн. 828 тыс.руб.,взыскано штрафов на сумму – 3 млн. 386 тыс.рублей.
Управлением за период с 2020 г. по 2025 г. произведено 36 расчетов вреда, из них предъявлено на добровольную оплату – 35, на общую сумму 43 млн. 255 тыс. руб. (в том числе ООО «Саханефть», АО «Ойлинвест, АО «Сахаэнерго», ООО «АДК», АО «Саханефтегазсбыт», ГУП «ЖКХ РС(Я), ПАО «ЛОРП» и т.д.).
Заместитель руководителя Ленского управления Ростехнадзора Петр Жирохов проинформировал о соблюдении правил промышленной безопасности на объектах при добыче, транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов.
На территории республики в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрировано 190 объектов добычи, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов, эксплуатируемых 51 организацией.
В связи с давностью строительства большинства объектов, отсутствует в полном объеме проектная документация на большинстве нефтебаз и складов ГСМ. Имеющийся резервуарный парк предприятий, эксплуатирующих нефтебазы, имеет 80-85% износ. Экспертиза на определение возможности продления срока безопасной эксплуатации проводится в недостаточном объеме.
Такие организации как АО «Саханефтегазсбыт» и ГУП «ЖКХ РС(Я)» крайне неудовлетворительно проводят работы по замене оборудования с истекшим сроком службы, по оснащению объектов современными средствами контроля и сигнализации.
На территории республики три профессиональных аварийно-спасательных формирования имеют свидетельства на право ведения работ в чрезвычайных ситуациях при ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов: ООО «Аварийно-спасательное формирование» сервис промышленной безопасности»; ГКУ «Служба спасения РС (Я)»; ООО «ГазСпасСервис».
Активное промышленное развитие создает повышенные риски аварийных ситуаций
Как сообщил начальник ГБУ РС (Я) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» Иннокентий Андросов, в связи с активным развитием промышленности и инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия) объемы транспортировки нефтепродуктов автомобильным транспортом значительно возросли. Сложные климатические условия, протяженность и сезонное состояние автомобильных дорог, в том числе зимников, создают повышенные риски аварийных ситуаций, связанных с розливом нефтепродуктов.
Последствия таких аварий носят катастрофический характер:
- загрязнение хрупких арктических и субарктических экосистем (почвы, рек,
озер, вечной мерзлоты);
- нанесение непоправимого ущерба традиционным отраслям хозяйства;
- угроза биоразнообразию и здоровью населения;
- длительные и крайне затратные работы по ликвидации последствий.
Иннокентий Андросов предложил рассмотреть возможность введения на территории республики обязательное требование для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку нефтепродуктов автомобильным транспортом по дорогам общего пользования и зимникам, заключать договоры на аварийное прикрытие и оперативное реагирование с профессиональными аварийно-спасательными службами (АСС), имеющими соответствующую лицензию и материально-техническую базу.
Данная законодательная инициатива является своевременным и необходимым шагом для сохранения природы Якутии и перевода вопроса экологической безопасности при перевозках на современный, цивилизованный уровень.
Исходя из климатических особенностей и сложной логистической инфраструктурой «Служба спасения РС(Я)» является единственной службой, имеющий возможность оперативно реагировать и минимизировать ущерб на экологию ввиду наличия филиалов на отдаленные районы и опыта проведения работ на разных условиях. В этих целях службой на постоянной основе проводится работа по обновлению и заполнению запасов специальных оборудований и средств для локализации и ликвидации аварийного разлива нефтепродукта.
Вопросы – ответы
Народные депутаты Алена Атласова, Тихон Скрябин, Николай Бугаев, Александр Атласов, Иван Данилов, Игорь Григорьев, аудитор Счетной палаты Октябрина Никонова задали уточняющие вопросы о профилактике аварий и мерах ответственности компаний, о мобилизации общественности и народных экологов для контроля за работой промышленных предприятий, ведётся ли учёт бесхозных скважин, разрабатываются ли комплексные программы по охране окружающей среды, о необходимости проведения инвентаризации на нефтебазах и т.д. Также прозвучали вопросы: почему сами крупные компании, нефтяники не имеют свои службы спасения и оперативного реагирования? Какие суммы вкладывают они на очистительные сооружения? За счёт чего происходит плата за негативное воздействие на окружающую среду?
Народный депутат Александр Корякин подчеркнул, что тема очень серьезная, и если не будем принимать упреждающие меры, мы так и будем сидеть на пороховой бочке. «К примеру, ГУП ЖКХ совершенно не по профилю передали 7 нефтебаз. Может пришло время нам вести единую политику, чтобы нефтебазами занималось специализированное предприятие, тем более, все они стоят возле рек. И каждый должен заниматься своим профилем, вот я точно знаю, что ЖКХ сегодня еле концы с концами сводит и у него никаких дополнительных источников для установления правильного оборудования и соблюдения всех требований, точно нет».
Вице-спикер парламента Афанасий Владимиров: У меня два вопроса. На любом судне, танкере образуются и скапливаются так называемые подсланевые воды, которые отнесены ко второму классу экологической опасности и включены в один список с такими веществами, как серная кислота, электролиты, цементная пыль и прочее. В докладе не было отражено: как вы работаете в тех случаях, когда на реке недобросовестные судовладельцы загрязняют реку подсланевой водой? В прошлом году такие случаи были, как эта ситуация контролируется и какое взаимодействие с ними проводится? И второй вопрос: вы показали на слайдах рейтинг крупных недропользователей. На свой рейтинг как реагируют предприятия? Можете назвать наиболее изношенные нефтебазы? И вопрос службе спасателей: если разлив нефти или топлива произойдет в отдаленном улусе как вы работаете? К примеру, крупная авария случилась в Жиганском районе.
Евгений Перфильев: На самом деле, предприятий намного больше. Они все стараются, конечно попасть в этот рейтинг. Крупные компании считают, что политически важно иметь хороший рейтинг и они прислушиваются к нашим рекомендациям и выполняют. В 2022 году по личному поручению Главы республики был разработан стандарт экологического управления — эффективный инструмент рационального природопользования и охраны окружающей среды, а также формирования интегрального «Эко-Рейтинга» предприятий. И там большое количество критериев, по которым оценивается предприятие. Что касается быстрого реагирования, мы порою узнаем об аварии из социальных сетей. Если за 5 лет произошло 172 ситуации, все они зафиксированы, отрабатываем по ним. Пробы отбираются, экспертизы делаются. Есть и недобросовестные компании. Когда они едут между населёнными пунктами, где большая река, сбросы происходят порою в ночное время, потом население где-то фиксирует и мы выезжаем, проверяем, пробы отбираем. А доказать с какого судна было сброшено и подсчитать объёмы достаточно сложно. Согласно требованиям, танкеры должны быть оснащены системами автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефтесодержащих вод. Такие системы должны производить непрерывную регистрацию сброса в литрах. Мы пытаемся это требовать, но пока федеральное законодательство этого не предусматривает. Мы подобные датчики и по золотодобыче предлагали устанавливать, есть предприятия, которые согласны с этим, чтобы у них стояли эти датчики, а некоторые категорически отказываются. Подумаем в этом направлении как дальше работать. Конечно, есть сложности с материально-техническим обеспечением, тем не менее, в прошлом году депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) нас поддержали. И для укрепления материально-технического обеспечения была закуплена техника, вездеходная техника автомобильная техника, закупили квадрокоптеры.
Петр Жирохов: На территории республики в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрировано 190 объектов добычи, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов, эксплуатируемых 51 организацией. Имеющийся резервуарный парк предприятий давно устарел и имеет 80-85 проц. износ. У нас наиболее проблемными являются нефтебазы Жиганска, Усть-Куйги, Оленька, Хандыги, Ленская нефтебаза. В складах горюче-смазочных материалов ГУП ЖКХ республики выявлено очень много нарушений.
Иннокентий Андросов ответил, что ликвидацией аварийных разливов нефтепродуктов на территории республики занимаются три профессиональных аварийно-спасательных формирования, которые имеют свидетельства на право ведения работ в чрезвычайных ситуациях . У нас в некоторых крупных районах есть свои отряды и они могут оперативно среагировать и выехать сразу на место аварии. А в отдаленных районах, где транспортная система совсем плохая, мы пока доберемся упускаем время. Поэтому чем больше времени упускаем, тем хуже для нашей природы. Вот, допустим, в позапрошлом году, на реке Пеледуй мы поймали загрязненную воду, когда она ниже по течению более 100 км прошла и дошла до Олекмы и аварийный нефтеразлив грозил обернуться экологической катастрофой на реке Лена. Поэтому мы всегда будем поднимать вопрос, чтобы в каждом районе был спасательный отряд, чтобы локализацией аварийного разлива занимались совместными усилиями. Сейчас на северо-востоке республики идет интенсивное развитие промышленности и нам надо принимать опережающие меры, чтобы не допустить крупных экологических катастроф. На севере природа очень хрупкая и ранимая, и это надо понимать недропользователям и компаниям, которые занимаются транспортировкой нефти и другого сырья.
По итогам круглого стола
Подытоживая итоги круглого стола Андрей Находкин сообщил, что обеспечение экологической безопасности при добыче, транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов — это комплексная задача, требующая непрерывного контроля, инвестиций в современные технологии, строгого соблюдения норм и развития эффективных методов предотвращения и ликвидации аварий.
С увеличением объемов добычи, усложнением технологических процессов и ростом нагрузки на природу, вопросы экологической безопасности перестали быть просто элементом корпоративной социальной ответственности. Они превратились в ключевой фактор устойчивого развития, условие сохранения природного богатства для будущих поколений и, в конечном счете, в вопрос национальной безопасности.
С учетом высказанных мнений и предложений приняты рекомендации, которые будут утверждены на очередном заседании комитета.
Пресс-служба Ил Тумэна - https://iltumen.ru/news/27180 2025-11-03 06:56:39 Всего просмотров: 10 Ссылки по ключевым словам:
2025-11-03 06:56:39 - В Ил Тумэне обсудили вопросы экологической безопасности при добыче и транспортировке нефти 2025-11-01 07:37:28 - Вопросы налоговой политики для малого и среднего бизнеса обсудили в парламенте Якутии 2025-10-28 08:43:32 - Евгений Григорьев обсудил с блогерами Якутска актуальные проблемы и перспективы развития города 2025-10-24 12:09:58 - Рабочее совещание по налоговым вопросам сельского хозяйства 2025-10-24 01:38:50 - Алексей Еремеев подвел итоги XIV пленарного заседания Ил Тумэна 2025-10-20 13:42:01 - Народные депутаты обсудили основные направления финансирования отрасли здравоохранения и социальной политики на 2026 год 2025-10-20 13:38:46 - Павел Петров принял участие в «правчасе» Госдумы по вопросам автоматизации и повышения производительности труда 2025-10-16 04:25:03 - Школьники из Якутии победили на Всероссийском детском экологическом форуме 2025-10-14 12:54:37 - «Нордголд» подготовил кадры для горнодобывающей отрасли Якутии: первые выпускники курсов «Аппаратчик-гидрометаллург» получили профессию 2025-10-13 11:52:43 - Студенческим семьям помогут с жилищным вопросом и поиском няни |
Собственные материалы (последние 20) 2025-11-02 20:29:33 - "ВСЕ ХОРОШО, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА!", или Мысли об информировании населения [0]2025-11-02 05:19:53 - ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ СБОР: ЗА И ПРОТИВ [0]2025-11-01 15:51:14 - НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА-2026: БЫЛА «Ж», СТАНЕТ ПОЛНАЯ «Ж». ДЛЯ ВСЕХ! [0]2025-10-29 14:31:23 - Производственный комбинат "Туймаада" начал выпускать стерилизованное молоко бренда "Таптал" [0]2025-10-28 08:27:19 - Официальное сообщение Минздрава Якутии [0]2025-10-28 08:13:31 - Үлэни өрө тутан [0]2025-10-25 03:58:59 - Ко Дню автомобилиста: cтальные мускулы карьера [0]2025-10-20 06:23:54 - ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ НОСЯТ, В ОСНОВНОМ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР – ВИКТОР ФЕДОРОВ [0]2025-10-15 10:47:46 - На нефтебазах АО «Саханефтегазсбыт» проходят профориентационные экскурсии [0]2025-10-09 10:18:35 - В «Полюс Алдане» запустили автомойку для карьерной техники [0]2025-10-04 13:51:53 - Делегация АО «АК «ЖДЯ» приняла участие в Международной промышленной выставке «Иннопром-2025» [0]2025-10-02 08:14:52 - «Полюс Алдан» приступил к реализации масштабного проекта по строительству логистического хаба «Сухой-Глубокий» [0]2025-09-29 05:54:01 - «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЙНА» В АНАБАРСКОМ УЛУСЕ? Первый замглавы района Алексеев устроил травлю против нового главы улуса Платонова, хотя сам может стать фигурантом уголовного дела [0]2025-09-26 16:51:25 - ЖИТЕЛЬ ТИКСИ ИВАН НИКИФОРОВ, ОСУЖДЕННЫЙ К МНОГОМИЛЛИОНОМУ ШТРАФУ ЗА ЯКОБЫ НЕЗАКОННЫЙ ВЫЛОВ РЫБЫ, УШЕЛ НА СВО И ПРОПАЛ БЕЗ ВЕСТИ [0]2025-09-25 21:57:55 - ДУРАЦКОЕ ДЕЛО ПРОТИВ ЕГОРА ЖИРКОВА [0]2025-09-15 10:12:45 - Василий Шимохин с убедительным результатом переизбран депутатом городского совета города Томмота [0]2025-09-14 00:11:13 - «ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ»: НА ВЫБОРАХ ВСЕ МЕТОДЫ ХОРОШИ? [0]2025-09-12 16:43:54 - СЕНОКОС ЗАВЕРШАЕТСЯ. Гордые и независимые жители Усть-Алданского улуса ждут своего дня [0]2025-09-09 11:45:04 - «ХАЙПОЛЮДЫ» ПЕРЕД ВЫБОРАМИ [0]2025-09-05 10:20:47 - «Полюс» и ДОМ.РФ реализуют третий проект корпоративной аренды в Якутии [0]Разделы Об издании
|