|
| |
Общественно-политическая интернет-газета http://www.vyakutia.ru |
Главная В столице В республике В парламенте Экология В ДВФО В республике Транспорт В республике На «Прямую линию» Главы Якутии Айсена Николаева поступило более 600 вопросов В парламенте В Ил Тумэн принят закон об осуществлении медицинской деятельности врачей, обучающихся в ординатуре Промышленность Здравоохранение Промышленность Здравоохранение Жители Якутии могут записаться на прием к врачу через колл-центр 122 Промышленность Здравоохранение В парламенте Принято постановление о рекомендациях парламентских слушаний на тему духовно-нравственного воспитания детей Принято постановление Госсобрания о включении мероприятий по оздоровлению водных объектов бассейна реки Лена в федеральный проект Внесены изменения в правовое регулирование закона в области обращения с животными без владельцев Парламент Якутии поддержал законопроект об установлении дополнительных ограничений курения табака Общество В Якутии волонтёры раздадут более 100 тысяч георгиевских ленточек ко Дню Победы В парламенте Объявления Политика В парламенте Транспорт Спорт Транспорт В столице Объявления Жилье, строительство В столице Бесплатные юридические консультации для жителей микрорайона Кангалассы Здравоохранение Объявления В республике |
Транспорт ЭТО НАША С ТОБОЙ БИОГРАФИЯ Ирина ВИНОГРАДОВА Дорога и люди. 50 лет минуло с тех пор, как в суровой тайге ударно начали прокладывать Байкало-Амурскую магистраль. БАМ, построенный в 1974–1984 годах в основном силами советской молодежи, занял одно из центральных мест в памяти людей и в истории страны. Нет, все-таки бамовцы, ныне живущие ветераны легендарной стройки – особая категория людей в нашей стране. Инженеры, строители, представители разных специальностей и разнорабочие, отправлявшиеся на БАМ в возрасте примерно 20–30 лет... Не унывавшие в палатках и вагончиках, потому что были молоды. Воспитавшие детей не благодаря, а вопреки. Ехавшие на стройку часто по мотивам материальным и оставшиеся по велению сердца, поняв, что теперь без сурового края, где пролегли рельсы «железки» их молодости, им уже не обойтись. А бамовская дружба и взаимопомощь?! Они не знали национальных или каких-либо еще границ. Сейчас строители БАМа старше своего детища, но многие из них еще продолжают трудовой путь, а ту часть своей жизни продолжают считать одной из лучших. Надежда Геннадьевна ШИШКОВА, завхоз-комендант дома отдыха локомотивных бригад станции Томмот АО «АК «Железные дороги Якутии», и ее супруг Валерий Михайлович – из многочисленной армии участников «стройки века». Их с мужем путь в транспортном строительстве начался с легендарной станции Куанда в 1984 году. Да, скажете вы, но именно в этом году на Куанде официально закончилось строительство Байкало-Амурской магистрали, когда последние рельсы соединили западный и восточный участки дороги. Однако для юной кубаночки и ее супруга все только начиналось, хотя они сами еще, конечно, об этом не знали. Как многие, планировали задержаться не более чем на три года – получить чек на автомобиль, заработать денег и вернуться. Жилья в родном краю у молодой семьи не было, работы тоже. Многие из их знакомых отправлялись на строительство железнодорожной магистрали и зазывали туда Шишковых. Молодость – время, когда все воспринимается легче и нет страха перед неизвестностью. С собой у них, отправлявшихся из Краснодарского края в таежную глушь, – были чемодан, сумка и четырехлетний сынок Геночка… Вышли из поезда в Тынде, а куда ехать дальше - не знают. Транспорта в ту пору было не так много. Стали голосовать на дороге. С горем пополам добрались на станцию Ларба, где находилась контора мехколонны № 152. Начальник колонны Анатолий Зиновьевич Мануха принял Валерия Шишкова на работу электриком. Для Надежды первое время работы в бамовском поселке не нашлось. Однако вскоре она устроилась в ОРС СМП-695. БАМ, как известно, строили бригады со всего СССР. Шефской бригадой при строительстве станции Куанда был СМП «УзБАМстрой» из Узбекской ССР. Строили не только дорогу, но и инфраструктуру, в том числе рабочие столовые, в одной из них и довелось трудиться моей героине. Долгое время потом придется моей собеседнице работать не на самых простых участках: и санитаркой в больнице, и транспортной рабочей, и кочегаром, и сторожем. Поселили семью в вагончик, где был обогреватель, который в шутку назвали «вертолет»: чтобы он работал, нужно было самим заливать в емкость воду. Вода, естественно, привозная. Словом, условия жизни были спартанские. Однако память по прошествии лет воскрешает совсем другие моменты. «Все мы были молодые, могли кино смотреть до пяти утра, но в восемь – все на работе, без опозданий, как штык. В окрестностях Куанды было много озер, мужчины наловят окуней, разведем костер, в десятилитровом ведре наварим ухи, и сидим с гитарами ночь напролет», - вспоминает Надежда Геннадьевна. Грандиозным праздником ознаменовалось стыковка «золотого звена» БАМа, приезжали в Куанду по этому поводу знаменитые артисты, космонавты. В связи с окончанием работ на Куанде 152-я мехколонна перебазировалась в п. Угольное за Чульманом, уже на строительство АЯМа. Вместе с коллективом отправились в Якутию и Шишковы. «Куда мехколонна – туда и мы», - говорит Надежда Геннадьевна о том, как складывалась в дальнейшем их трудовая биография. Валерий Михайлович здесь был уже водителем. Отсыпал аямовскую трассу вплоть до самого Болотного. Женщины транспортные рабочие, в числе которых была и Надежда Шишкова, выполняли насущные в тот или иной момент времени задачи, которые ставило руководство. В августе 1988 года Шишковы приехали в Синегорье. Транспортные строители сами отсыпали площадку под будущий поселок, возводили дома. В один из них заселились Надежда и Валерий. На алданской, а вернее, томмотской земле у пары родилась дочь Валерия. Когда мехколонны, за которой следовали все эти годы, не стало, супруги Шишковы перешли работать в «Железные дороги Якутии». Уже 18 лет Надежда Геннадьевна создает уют и условия для быта, отдыха локомотивных бригад и сотрудников компании, работающих на Грузовом дворе в Томмоте вахтовым методом. Она – завхоз-комендант в доме отдыха локомотивных бригад. - Условия у нас очень хорошие, в каждой комнате есть холодильники, в общежитии оборудована кухня, установлены стиральные машины, есть сушилка, чтобы после смены люди могли просушить спецодежду, обувь. И главное – общежитие рядом с работой, сотрудникам не надо далеко идти», - рассказывает женщина. Вместе с компанией Шишковы пережили непростые времена и теперь искренне радуются тому развитию, которое происходит на их глазах. Производственные достижения и социальные программы для сотрудников идут рука об руку: строится жилье, есть многое для активного досуга и укрепления здоровья и т. д. До сих пор и Шишковы не прочь внести свою лепту в активную жизнь, которая идет в компании. «Семья у нас спортивная – всегда присутствовали в ней волейбол, футбол, принимали участие в соревнованиях по плаванию. Дети тоже росли в дружбе со спортом. Сейчас, конечно, с возрастом, мы больше занимаемся шахматами», - рассказывает Надежда Геннадьевна. С благодарностью и теплотой рассказывает Надежда Геннадьевна, что стала участницей мероприятий, которые были организованы к 100-летию комсомола в 2018 году. В них тогда принимали участие самые знаменитые бригадиры Советского Союза Герои Соцтруда Иван Варшавский и Александр Бондарь, а также по доброй бамовской традиции приглашены покоритель космоса – Евгений Тарелкин и внук знаменитого в прошлом певца Эдуарда Хиля. Посчастливилось ей стать свидетелем и других исторических событий последних лет, связанных с железной дорогой, куда пригласили как особых гостей их, ветеранов строительства магистрали. Вместе с железнодорожниками из Якутии побывала она и на 40-летии БАМа в Тынде, провожала первый пассажирский поезд, торжественно отправлявшийся из Алдана и Томмота в Нижний Бестях. «Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография» – есть что вспомнить семье транспортных строителей – железнодорожников Шишковых вместе с теми, с кем делили когда-то все трудности и радости. Многие из них уже разъехались по всей России и на родную для моей героини Кубань, другие по-прежнему живут в Синегорье. По словам Надежды Геннадьевны, хоть и удручает порой длинная холодная зима, которая в Томмоте бывает особенно лютой, а на Грузовом дворе, по наблюдениям железнодорожницы, мороз и ветер зачастую бывает еще крепче, покидать с супругом эти места они не планируют. «Север затянул, даже не ожидали, что так получится. И мы отсюда уезжать никуда не собираемся», - делится Надежда Геннадьевна.
(Фото из личного архива Шишковой Н.Г.).
Источник: пресс-служба ЖДЯ.
2024-03-07 08:07:32 Всего просмотров: 102 Комментарии Всего [0] Ссылки по ключевым словам:
2024-03-07 08:07:32 - ЭТО НАША С ТОБОЙ БИОГРАФИЯ 2018-05-28 16:44:24 - АЙСЕН НИКОЛАЕВ. Биографическая справка 2014-11-17 08:34:11 - Георгий Балакшин выпустил книгу-автобиографию 2008-10-20 01:56:41 - КОММУНИСТ ГАВРИЛЬЕВ ПРОМЕНЯЛ КОСМОС НА КОМСОМОЛ, БЮДЖЕТНИК УАРОВ УЧИЛСЯ У... НАЗАРБАЕВА (интересное из биографии народных депутатов) |
Собственные материалы (последние 20) 2024-04-26 09:05:56 - Акционерная компания «Железные дороги Якутии» завершила строительство и сдала в эксплуатацию подъездной путь от станции Нижний Бестях до грузового терминала ЛОРПа [0]2024-04-25 09:28:18 - ИЛ ТУМЭН ПРИНЯЛ ЗАКОН, ИСКЛЮЧАЮЩИЙ ВЕРОЯТНОСТЬ УМЕНЬШЕНИЯ ДОЛИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ АКЦИЙ АЛРОСА [0]2024-04-25 04:04:15 - Подарить здоровую жизнь [0]2024-04-23 03:30:43 - Вниманию предпринимателей Якутска и Южной Якутии [0]2024-04-21 04:34:18 - Совет директоров Акционерной компании «Железные дороги Якутии» рассмотрел отчет о результатах деятельности за 2023 год [0]2024-04-15 09:48:44 - ВНИМАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ [0]2024-04-12 09:04:36 - С 16 апреля трансфер пассажиров поезда через реку Лена будет выполняться судами на воздушной подушке [0]2024-04-11 08:19:57 - В Благовещенске обсудили вопросы реализации первого этапа строительства международного перехода Джалинда - Мохэ [0]2024-04-10 05:53:15 - В Якутии снижена грузоподъемность на ледовых переправах до 20 тонн [0]2024-04-10 05:52:42 - ВНИМАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ [0]2024-04-10 05:51:58 - Кирилл Бычков: «На заготовку молока правительство республики направляет в 2024 году более 3,5 млрд рублей» [0]2024-04-10 05:32:54 - Победителей и участников Дня коневода-табунщика наградили ценными призами и специальными номинациями [0]2024-04-09 06:22:38 - «Саханефтегазсбыт» одним из первых выполнил план перевозки нефтепродуктов через автозимники [0]2024-04-09 06:20:02 - За 1 квартал 2024 года в вагонах АО «АК «ЖДЯ» перевезено более 100 тыс. пассажиров [0]2024-04-09 06:16:23 - Филиал «Ленская нефтебаза» АО «Саханефтегазсбыт» отметил 60-летний юбилей [0]2024-04-06 07:06:31 - Ко Дню геолога. "Полюс Алдан»" – лидер по объемам буровых геологоразведочных работ среди бизнес-единиц "Полюса" [0]2024-04-05 09:33:54 - В ЯКУТСКЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ УСИЛЕННАЯ РАБОТА ПО ВЫВОЗУ СНЕГА [0]2024-04-03 09:54:04 - АЛРОСА направила в бюджет Якутии рекордный объем денежных средств [0]2024-04-03 09:35:14 - АЛРОСА поддерживает местных товаропроизводителей [0]2024-04-03 09:05:58 - Власти решили поменять систему поддержки сельского хозяйства [0]Разделы Об издании
|