![]() |
| |
Общественно-политическая интернет-газета http://www.vyakutia.ru |
Главная В парламенте В столице Промышленность Транспорт Здравоохранение В ДВФО Экология Здравоохранение В столице В парламенте Промышленность Новости Гордумы В улусах В парламенте В столице В России В столице В парламенте В столице Здравоохранение В России Транспорт В Беларуси якутские железнодорожники обсудили вопросы реализации проекта Джалинда-Мохэ с китайскими коллегами [0]Новости Гордумы Промышленность Транспорт В столице В парламенте Экология В промышленных районах В республике В столице Сельское хозяйство и АПК В промышленных районах В столице В Якутске начались ремонтные работы на ул. Ойунского В парламенте В столице Транспорт В столице |
Транспорт ЭТО НАША С ТОБОЙ БИОГРАФИЯ Ирина ВИНОГРАДОВА
Нет, все-таки бамовцы, ныне живущие ветераны легендарной стройки – особая категория людей в нашей стране. Инженеры, строители, представители разных специальностей и разнорабочие, отправлявшиеся на БАМ в возрасте примерно 20–30 лет... Не унывавшие в палатках и вагончиках, потому что были молоды. Воспитавшие детей не благодаря, а вопреки. Ехавшие на стройку часто по мотивам материальным и оставшиеся по велению сердца, поняв, что теперь без сурового края, где пролегли рельсы «железки» их молодости, им уже не обойтись. А бамовская дружба и взаимопомощь?! Они не знали национальных или каких-либо еще границ. Сейчас строители БАМа старше своего детища, но многие из них еще продолжают трудовой путь, а ту часть своей жизни продолжают считать одной из лучших. Надежда Геннадьевна ШИШКОВА, завхоз-комендант дома отдыха локомотивных бригад станции Томмот АО «АК «Железные дороги Якутии», и ее супруг Валерий Михайлович – из многочисленной армии участников «стройки века». Их с мужем путь в транспортном строительстве начался с легендарной станции Куанда в 1984 году. Да, скажете вы, но именно в этом году на Куанде официально закончилось строительство Байкало-Амурской магистрали, когда последние рельсы соединили западный и восточный участки дороги. Однако для юной кубаночки и ее супруга все только начиналось, хотя они сами еще, конечно, об этом не знали. Как многие, планировали задержаться не более чем на три года – получить чек на автомобиль, заработать денег и вернуться. Жилья в родном краю у молодой семьи не было, работы тоже. Многие из их знакомых отправлялись на строительство железнодорожной магистрали и зазывали туда Шишковых. Молодость – время, когда все воспринимается легче и нет страха перед неизвестностью. С собой у них, отправлявшихся из Краснодарского края в таежную глушь, – были чемодан, сумка и четырехлетний сынок Геночка… Вышли из поезда в Тынде, а куда ехать дальше - не знают. Транспорта в ту пору было не так много. Стали голосовать на дороге. С горем пополам добрались на станцию Ларба, где находилась контора мехколонны № 152. Начальник колонны Анатолий Зиновьевич Мануха принял Валерия Шишкова на работу электриком. Для Надежды первое время работы в бамовском поселке не нашлось. Однако вскоре она устроилась в ОРС СМП-695. БАМ, как известно, строили бригады со всего СССР. Шефской бригадой при строительстве станции Куанда был СМП «УзБАМстрой» из Узбекской ССР. Строили не только дорогу, но и инфраструктуру, в том числе рабочие столовые, в одной из них и довелось трудиться моей героине. Долгое время потом придется моей собеседнице работать не на самых простых участках: и санитаркой в больнице, и транспортной рабочей, и кочегаром, и сторожем. Поселили семью в вагончик, где был обогреватель, который в шутку назвали «вертолет»: чтобы он работал, нужно было самим заливать в емкость воду. Вода, естественно, привозная. Словом, условия жизни были спартанские. Однако память по прошествии лет воскрешает совсем другие моменты. «Все мы были молодые, могли кино смотреть до пяти утра, но в восемь – все на работе, без опозданий, как штык. В окрестностях Куанды было много озер, мужчины наловят окуней, разведем костер, в десятилитровом ведре наварим ухи, и сидим с гитарами ночь напролет», - вспоминает Надежда Геннадьевна. Грандиозным праздником ознаменовалось стыковка «золотого звена» БАМа, приезжали в Куанду по этому поводу знаменитые артисты, космонавты. В связи с окончанием работ на Куанде 152-я мехколонна перебазировалась в п. Угольное за Чульманом, уже на строительство АЯМа. Вместе с коллективом отправились в Якутию и Шишковы. «Куда мехколонна – туда и мы», - говорит Надежда Геннадьевна о том, как складывалась в дальнейшем их трудовая биография. Валерий Михайлович здесь был уже водителем. Отсыпал аямовскую трассу вплоть до самого Болотного. Женщины транспортные рабочие, в числе которых была и Надежда Шишкова, выполняли насущные в тот или иной момент времени задачи, которые ставило руководство. В августе 1988 года Шишковы приехали в Синегорье. Транспортные строители сами отсыпали площадку под будущий поселок, возводили дома. В один из них заселились Надежда и Валерий. На алданской, а вернее, томмотской земле у пары родилась дочь Валерия. Когда мехколонны, за которой следовали все эти годы, не стало, супруги Шишковы перешли работать в «Железные дороги Якутии». Уже 18 лет Надежда Геннадьевна создает уют и условия для быта, отдыха локомотивных бригад и сотрудников компании, работающих на Грузовом дворе в Томмоте вахтовым методом. Она – завхоз-комендант в доме отдыха локомотивных бригад. - Условия у нас очень хорошие, в каждой комнате есть холодильники, в общежитии оборудована кухня, установлены стиральные машины, есть сушилка, чтобы после смены люди могли просушить спецодежду, обувь. И главное – общежитие рядом с работой, сотрудникам не надо далеко идти», - рассказывает женщина. Вместе с компанией Шишковы пережили непростые времена и теперь искренне радуются тому развитию, которое происходит на их глазах. Производственные достижения и социальные программы для сотрудников идут рука об руку: строится жилье, есть многое для активного досуга и укрепления здоровья и т. д. До сих пор и Шишковы не прочь внести свою лепту в активную жизнь, которая идет в компании. «Семья у нас спортивная – всегда присутствовали в ней волейбол, футбол, принимали участие в соревнованиях по плаванию. Дети тоже росли в дружбе со спортом. Сейчас, конечно, с возрастом, мы больше занимаемся шахматами», - рассказывает Надежда Геннадьевна. С благодарностью и теплотой рассказывает Надежда Геннадьевна, что стала участницей мероприятий, которые были организованы к 100-летию комсомола в 2018 году. В них тогда принимали участие самые знаменитые бригадиры Советского Союза Герои Соцтруда Иван Варшавский и Александр Бондарь, а также по доброй бамовской традиции приглашены покоритель космоса – Евгений Тарелкин и внук знаменитого в прошлом певца Эдуарда Хиля. Посчастливилось ей стать свидетелем и других исторических событий последних лет, связанных с железной дорогой, куда пригласили как особых гостей их, ветеранов строительства магистрали. Вместе с железнодорожниками из Якутии побывала она и на 40-летии БАМа в Тынде, провожала первый пассажирский поезд, торжественно отправлявшийся из Алдана и Томмота в Нижний Бестях. «Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография» – есть что вспомнить семье транспортных строителей – железнодорожников Шишковых вместе с теми, с кем делили когда-то все трудности и радости. Многие из них уже разъехались по всей России и на родную для моей героини Кубань, другие по-прежнему живут в Синегорье. По словам Надежды Геннадьевны, хоть и удручает порой длинная холодная зима, которая в Томмоте бывает особенно лютой, а на Грузовом дворе, по наблюдениям железнодорожницы, мороз и ветер зачастую бывает еще крепче, покидать с супругом эти места они не планируют. «Север затянул, даже не ожидали, что так получится. И мы отсюда уезжать никуда не собираемся», - делится Надежда Геннадьевна.
(Фото из личного архива Шишковой Н.Г.).
Источник: пресс-служба ЖДЯ.
2024-03-07 08:07:32 Всего просмотров: 150 Комментарии Всего [0] Ссылки по ключевым словам:
2024-03-07 08:07:32 - ЭТО НАША С ТОБОЙ БИОГРАФИЯ 2018-05-28 16:44:24 - АЙСЕН НИКОЛАЕВ. Биографическая справка 2014-11-17 08:34:11 - Георгий Балакшин выпустил книгу-автобиографию 2008-10-20 01:56:41 - КОММУНИСТ ГАВРИЛЬЕВ ПРОМЕНЯЛ КОСМОС НА КОМСОМОЛ, БЮДЖЕТНИК УАРОВ УЧИЛСЯ У... НАЗАРБАЕВА (интересное из биографии народных депутатов) |
Собственные материалы (последние 20) 2025-04-17 03:24:18 - Этой весной паводок угрожает более 120 населенным пунктам Якутии [0]2025-04-17 03:12:30 - 18 апреля в СК "Дохсун" состоится форум работающего населения "Здоровье нации: от трудового коллектива - к обществу" [0]2025-04-17 02:38:04 - СЕГОДНЯ СОСТОИТСЯ ХОЗАКТИВ АЛРОСА. Форум будет транслироваться в прямом эфире [0]2025-04-16 07:29:22 - Бойцы-вилюйчане получили помощь от земляков [0]2025-04-11 14:31:10 - В Беларуси якутские железнодорожники обсудили вопросы реализации проекта Джалинда-Мохэ с китайскими коллегами [0]2025-04-11 14:17:25 - ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В ЯНВАРЕ-ФЕВРАЛЕ 2025 ГОДА [0]2025-04-11 14:14:13 - Делегация АО «АК «ЖДЯ» и якутских предпринимателей провели встречу с белорусскими товаропроизводителями [0]2025-04-10 20:04:14 - О ПОГОДЕ И ТРЕВОГАХ ЛЕПЧИКОВА [0]2025-04-10 13:41:37 - БРЕНДУ "ТАПТАЛ" - ОДИН ГОД [0]2025-04-09 01:36:51 - Василий Шимохин получил благодарственное письмо за помощь СВО [0]2025-04-08 02:09:47 - За 1 квартал перевозки грузов АО «АК «ЖДЯ» выросли на 9% [0]2025-04-08 01:58:49 - В Вилюйске прошли проводы зимы [0]2025-04-05 06:03:36 - "ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ", или Впечатления от поездки в Тяню ко Дню охотника [0]2025-04-02 05:34:43 - Дорожные службы Якутска, АО "Якутдорстрой" переведены на усиленный режим работы [0]2025-03-26 06:25:00 - СЕКРЕТ УСПЕХОВ ОЛЕНЕВОДА ВЯЧЕСЛАВА КОЛЕСОВА [0]2025-03-25 13:16:25 - ПОРА ПРИЗВАТЬ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ К ОТВЕТУ И ДОБИТЬСЯ ОТ НИХ РЕАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЛЕГОВ. Послесловие к Съезду оленеводов [0]2025-02-25 08:34:53 - НОВЫЙ ОПЕРБЛОК, СОВРЕМЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, "ИТАЛЬЯНСКИЙ" ДУШ. Депутат Луцкан рассказал прессе новости Офтальмологии [0]2025-02-22 05:31:59 - «НИКОГДА НЕ БОЙТЕСЬ НИКАКОЙ РАБОТЫ». Специалист «Кладовой Олекмы» Павел Евстифеев - о работе и жизни [0]2025-02-22 02:39:24 - Министерство здравоохранения Якутии сообщает о режиме работы медицинских организаций в выходные дни - 23 февраля, с 8 по 9 марта 2025 года [0]2025-02-19 05:09:15 - В «Полюс Алдане» обновляется тяжелая техника [0]Разделы Об издании
|