|
| |
Общественно-политическая интернет-газета http://www.vyakutia.ru |
Главная В столице Транспорт В парламенте ЖКХ, энергетика В республике В столице Транспорт В республике Транспорт В столице Транспорт В парламенте В республике В России В столице Транспорт В республике Айсен Николаев объявил в Якутии Год защитника Родины В России В столице Транспорт В республике В столице В парламенте Здравоохранение В столице Сельское хозяйство и АПК В столице В республике Политика Здравоохранение Промышленность Здравоохранение В столице Здравоохранение Здравоохранение В парламенте Состоялась встреча делегации Эвено-Бытантайского национального улуса с руководством парламента Якутии В столице В парламенте |
ЗАВОД ЯТЭК: ЗА И ПРОТИВ В «ДОЙДУ СИТИМЭ» РАССМОТРЕЛИ ВОПРОС ПО ЗАВОДУ Нина ЛЕОНОВА, Елена ТИХОНОВА В минувшую пятницу, 27 октября, в Якутске состоялось заседание Совета старейшин Общественного объединения по содействию развитию Мегино-Кангаласского улуса «Дойду Ситимэ» имени В.П.Ларионова, возглавляемого В.И.Птицыным. Повестка дня включала самый острый вопрос - метаноловый завод. Главным вопросом в повестке стало строительство метанолового завода. Как известно, площадкой для строительства выбрана местность в непосредственной близости с Нижним Бестяхом - с одной стороны - и с селом Павловском - с другой. Для отчета перед аксакалами улуса был приглашен советник генерального директора Якутской топливно-энергетической компании Афанасий Егоров, который представил присутствующим презентацию первого этапа проекта технико-экономического обоснования производства метанола.
Пожалуй, с этого и начнем. «ЛЮДИ - НЕ В ТЕМЕ». (Из выступления Афанасия ЕГОРОВА):
- Это - не первая моя подобная встреча, и я вижу, что большинство людей - просто не в теме, о чем же на самом деле идет речь. На самом деле (демонстрация слайдов. – Авт.), - это наши планы, каким бы мы хотели видеть Якутский газоперерабатывающий комплекс. Начать мы собираемся с метанола, следующим этапом планируем получать из природного газа дизтопливо, далее - пропилен и полипропилен в гранулах. Из этих гранул и получаются те самые полиэтиленовые "мешочки" и "вся пластмасса". Обращаю ваше внимание, что в планах нет никаких карбамидов, аммиаков, промышленных кислот и всего остального. Зато есть СУГ - сжиженный углеродный газ, который выходит как побочный продукт от получения дизтоплива и используется для газораспределительных установок. ...У меня жена - из Томтора, и там до сих пор нет газа. Одна из причин - нужна магистраль, а это - дорогое удовольствие. Так вот, с помощью СУГ можно делать газораспределение в маленьких селах. Я не говорю, что мы будем это делать, но такая возможность появится. Должен заметить, что, при соблюдении всех норм безопасности, метанол в три раза менее токсичен, чем обычный высооктановый бензин, к которому мы давно привыкли. Об этом почему-то очень мало людей знает. Сам принцип получения метанола таков: к природному газу подается кислород и добавляется водяной пар. В печи, при высокой температуре и под давлением, получается синтез-газ, который поступает в реактор синтеза, и уже в нем получаются молекулы метанола.
Последний этап - очистка от лишней воды. Никаких твердых веществ при этом не используется, так что никаких свалок, отходов, хвостохранилищ - хранить в них будет попросту нечего. Отходящие газы будут выходить через трубу. Использованная вода будет очищаться и возвращаться в технологический процесс. Никаких сливов в реку, озера и т.д. не будет. Примерное месторасположение будущего завода - площадка в 60 гектаров - взята нами в аренду на три месяца для изучения ее геологических свойств. Расстояние от Нижнего Бестяха – 4 км, от Павловск – 3,5 км. С одной стороны - федеральная трасса «Лена», с другой - дорога на Майю и Амгу. Сама площадка расположена между этими дорогами, а не на берегу Лены. Транспортировка продукта планируется через порт «Находка» в Японию, Южную Корею и Китай. Пока это наши основные клиенты. Планируется, что на заводе будет создано 300 рабочих мест. Это основной состав. Предприниматели смогут взять на себя услуги по питанию работников, уборке территории и помещений, предоставлять транспортные услуги. Подоходный налог в местный бюджет составит около 40 миллионов рублей в год. Налог на прибыль – ориентировочно 1,5 млрд. рублей. Также будут налоги на имущество, землю и т.д. Возможно, будут снижены тарифы на газ для населения. Молодежь уезжает из родных сел. Мы могли бы обучать их и трудоустраивать, это удержит их дома. Ведь люди бедствуют, неслучайно у нас объявлена борьба с бедностью. И смотреть нужно на то, что хорошего принесет завод, а не наоборот.
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ (вопросы участников заседания и ответы Афанасия ЕГОРОВА):
- Какая конкретно выгода будет жителю Павловска от этого метанола? Пенсионеру, например?
- Это хороший, правильный, вопрос. Мы думаем над этим. Я по роду предыдущей деятельности побывал во всех улусах и вижу вещи, которые неизвестны широкой публике. Само наличие промышленных предприятий есть источник спонсорской помощи.
В феврале был с отчетом правительства в Абые, и там люди говорят: нам много-то не нужно. И я, честно, сидел в растерянности, потому что обратиться-то не к кому, нет в Абые никаких предприятий! Я хочу встретиться с депутатами и спросить: «Товарищи депутаты, у вас на сегодня «горит» такое, что нужна наша помощь?» Если дорога – значит, дорога! Я так это понимаю.
- По законодательству, прежде, чем приступить к разработке проекта, вы должны подписать протокол намерений и провести общественные слушания. Где протокол? Вы что же, без нас все решили? Мнение населения не в счет?
- Докладываю: правительство в курсе всего, мы регулярно перед ним отчитываемся. Конечно, мы будем проводить публичные слушания, но только после того, как будут готовы Технико-экономическое обоснование (ТЭО) и Оценка воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС).
- Да здесь и железнодорожные пути толком не достроены! Даже на уже эксплуатируемых путях с началом зимы начинают вылетать те или иные участки, таковы наши экстремальные условия!
- Я не могу говорить за железнодорожников, но, тем не менее, есть указание главы республики, есть поручение президента завершить строительство железной дороги. Мы же планируем свой проект начать в 2019 году, и, по самым оптимистичным прогнозам, завершить его к 2021 году. То есть не сегодня и не завтра.
- Какие-нибудь якутские НИИ, в частности, Институт мерзлотоведения, принимали ли участие в выборе площадки, на которой вы уже ведете свои изыскания? И второй вопрос: при какой температуре и давлении происходит технологический процесс?
- Я встречался с Михаилом Железняком – директором Института мерзлотоведения, и разговор был такой: мы делаем проект, с результатами которого знакомим наших мерзлотоведов. Они нам дают рекомендации, что делать, чтобы избежать негативных последствий, либо делаем вывод, что участок не подходит для строительства.
Что касается технологий, то все условия прописаны в техзадании, и сейчас компания-лицензиар должна представить нам свои технологии и предложить оборудование в полном соответствии с техзаданием. Вот когда это произойдет, тогда и представим конкретные цифры. А сейчас я не хочу фантазировать.
- Не имея никаких конкретных данных по производству метанола, только стоите и обещаете тут несуществующие блага?
- Можете называть меня дилетантом, да как угодно. Было бы еще хуже, если бы мы уже с этими данными и всеми разрешениями на них пришли. Я считаю, что честнее поставить людей в известность, как это будет выглядеть. А сейчас мы пытаемся уйти в глубины технологического процесса. Не будем. Рано еще.
Иван СТЕПАНОВ, лидер Общественного движения «СИР», входящего в состав нового движения «Сомо5о Куус»:
- Мегино-Кангаласский район – один из лучших сельскохозяйственных улусов республики. После постройки завода на сельском хозяйстве можно поставить крест. И кто возместит нанесенный фермерам ущерб?
Метанол, поступая к человеку через дыхательные пути, кожу, вызывает бесплодие и онкозаболевания, и они не заставят себя долго ждать. Правый берег Лены содержит в себе много межмерзлотных вод - талик.
Все, что будет попадать на поверхность, очень скоро будет перемещено в реку. Японцы подсчитали, что для этого процесса понадобится всего лишь год. В Томске есть метанол завод, который убил реку Томь, из нее уже давно не пьют воду.
Пьют они из артезианских скважин. Но проблема в том что у нас в Якутии все артезианские источники связаны между собой, поэтому если мы заразим реку, то и скважины будут метанолом загажены.
Якутск - тоже под угрозой: его водозабор находится ниже предполагаемого завода. Я сам - за развитие. Но почему выбрано именно это место? Это очевидно: две высоковольтные линии, железная дорога, вода, газопровод, федеральная дорога - сам Бог велел им использовать вложенные республикой деньги, чтобы максимально удешевить собственное строительство, вложения и производство.
Опасность метанола скрывается также в его взрывоопасности - заражения и так не избежать, а если рванет? Таких фильтров, которые улавливали бы метанол, попросту в мире не существует!
Та же опасность и при транспортировке – кому, как не жителям Мегино-Кангаласского улуса, не знать, сколько контейнеров и цистерн там переворачивалось, так как рельсы чуть ли не висят над поверхностью земли - вечную мерзлоту не укротить!
Роман ДЕСЯТКИН, ученый-почвовед:
- Бестяхская терраса - очень молодая, начала формирование 12 тысяч лет назад. На всю высоту она проложена песками, галечником и частыми линзами погребённых льдов. Этот песчаный большей частью массив цементируется лишь вечной мерзлотой.
Но глобальное потепление на сегодня - неоспоримый факт. У нас, начиная с 60-х годов и до сегодняшнего дня, температура в районе Якутска в среднем повысилась на три градуса. Это очень высокий показатель за столь короткое время, и это гораздо теплее, чем было при том времени, когда формировались алаасы бестяхской террасы.
Именно поэтому, если раньше почва оттаивала примерно до одного метра, то сегодня протаивает уже на два. А на открытых местах мы наблюдаем активный термокарст - протаивание подземных льдов.
Такое место выбрали и для завода. Место - не просто неудачное, на нем попросту нельзя строить здание для столь опасного производства! Вода от этого производства быстро проникнет в Лену, а это - просто катастрофа.
Если и строить завод, то на коренных или скальных породах, а не на наших песчаных воронках. Бестяхская терраса - очень неустойчивый для этого полигон, и, соответственно, устойчивости зданию он однозначно не гарантирует!
ЧТО В ИТОГЕ?
Как выясняется, известные уроженцы Мегино-Кангаласского улуса – Владимир Птицын и Николай Лепчиков - еще давно, лет 8-9 назад, думали над тем, как в районе можно организовать переработку газа. Это было в тот период, когда район возглавлял Владимир Ильич Птицын.
Тогда, в те годы, был определен даже, выражаясь современным языком, «потенциальный инвестор». Однако дело тогда не удалось – по причине необеспечения интересантами безопасности проекта в части воздействия на окружающую среду.
В целом, не стоит думать, что в общественной организации уроженцев Мегино-Кангаласского района все представители – против проекта метанолового завода.
К примеру, что интересно, проект поддержал один из известных и более чем уважаемых выходцев из улуса – Матвей Васильевич Мучин. Он выразил поддержку проекту, но лишь в том случае, если будут соблюдены все нормы, требования и регламенты, предъявляемые к подобного рода промышленным объектам – как по экологии, так и в целом по безопасности.
На совещании прозвучал вопрос: почему инвестор, зная об отрицательном заключении на похожий проект, имевшем место быть два года назад, все равно выбрал под свой проект эту местность - между Павловском и Бестяхом, наступая, «по сути» на одни и те же грабли?..
Поэтому общий итог совещания, несмотря на отдельные и весомые одобрения, получился следующий: единогласно выступить против того, чтобы метаноловый завод строился именно на заданном участке.
Но, думается, состоявшееся 27 октября обсуждение – только начало. Таких встреч еще будет немало. Напомним, как ранее сообщал ИГ «В Якутии.ру» руководитель некоммерческого партнерства Владимир Птицын, ««Дойду Ситимэ» как общественная организация уроженцев Мегино-Кангаласского района, как объединение патриотов, неравнодушных к судьбе родного улуса, не может стоять в стороне».
«Некоммерческое партнерство «Дойду Ситимэ» имени Владимира Петровича Ларионова готово стать открытой трибуной для объективного, профессионального, открытого и честного обсуждения всех вопросов и проблем, связанных с проектом строительства метанолового завода на территории Мегино-Кангаласского улуса. Мы – за объективную дискуссию и безопасный прогресс», - заявлял Владимир Птицын. Дискуссия вокруг проекта продолжается.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦРУБРИКИ: ЗАВОД ЯТЭК: ЗА И ПРОТИВ 2017-10-31 23:51:26 Всего просмотров: 1195 Комментарии
Всего
[6]
Ссылки по ключевым словам:
2024-12-20 11:38:37 - Делегация Акционерной компании «Железные дороги Якутии» провела в Китае встречи по вопросам перевозки грузов 2024-12-20 08:48:06 - Семен Винокуров: на Прямой линии Президента страны прозвучал большой пласт вопросов по экономике и СВО 2024-12-16 06:13:13 - Депутаты представительных органов Якутии обсудят вопросы местного самоуправления 2024-12-06 08:16:52 - «Саханефтегазсбыт» принял участие в Форуме по управлению северным завозом 2024-12-04 05:11:48 - На круглом столе обсудили вопрос об охране и рациональном использовании водных объектов республики 2024-11-26 14:45:11 - В повестку X (очередного) пленарного заседания Ил Тумэна включено 52 вопроса 2024-11-03 10:55:20 - В Правительстве Якутии рассмотрели вопросы развития ФАПК «Сахабулт» 2024-10-30 19:12:31 - МИНТРАНС ЯКУТИИ И НОРДГОЛД РАССМОТРЕЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОГО АВИАСООБЩЕНИЯ "ЯКУТСК-ОЛЕКМИНСК-ЧАРА" 2024-10-26 08:09:28 - На правительственном часе обсудили вопросы развития животноводства и механизмы господдержки отрасли 2024-10-25 11:17:59 - АО «АК «ЖДЯ» успешно завершила текущую фазу «северного завоза» |
Собственные материалы (последние 20) 2024-12-21 09:58:22 - «ГАЗПРОМ – ДЕТЯМ!» - БЕЗ БАССЕЙНОВ. Новый спорткомплекс, построенный на озере, близок к аварийному состоянию? [0]2024-12-20 11:38:37 - Делегация Акционерной компании «Железные дороги Якутии» провела в Китае встречи по вопросам перевозки грузов [0]2024-12-18 06:09:08 - Железнодорожный корабль «Счастье» [0]2024-12-16 05:42:29 - В городской маршрут №5 добавлены автобусы МУП «ЯПАК» [0]2024-12-15 14:27:30 - ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ КОС В БЕРДИГЕСТЯХЕ. Какова ситуация с этими коммунальными объектами в других муниципалитетах? [0]2024-12-14 14:54:16 - ЭДУАРД САДОВНИКОВ – ОБ ОБНОВЛЕНИИ МАРШРУТНОЙ СЕТИ АВТОБУСОВ [0]2024-12-14 03:12:52 - ВСЕ НОВОСТИ ПО АВТОБУСАМ - В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЛУЖБЫ. Также в Якутске открыта "Горячая линия" по работе автобусных маршрутов [0]2024-12-13 16:44:12 - ВНИМАНИЕ: "ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ" ПО РАБОТЕ АВТОБУСОВ - 300-900 [0]2024-12-13 14:42:09 - Пациенты офтальмологической больницы рады возвращению автобусного маршрута № 2 на улицу Свердлова [0]2024-12-13 07:46:49 - Медики обсудили задачи новых национальных проектов [0]2024-12-13 07:35:21 - Евгений Григорьев провел заседание городского оргкомитета к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне [0]2024-12-08 13:18:23 - НЕВЕЛИКОЛЕПНЫЙ «ЗОЛОТОЙ ВЕК». Часть-1 [0]2024-11-29 19:49:56 - В рамках архитектурной премии «Эйгэ» заместитель генерального директора АО «АК «ЖДЯ» выступил с инициативой создания жилого квартала в городе Алдане [0]2024-11-29 19:41:01 - На станции Нижний Бестях стартовал конкурс ледовых скульптур «Новогодняя фантазия» [0]2024-11-26 18:53:17 - «ИЗБИРАТЬ НЕЛЬЗЯ НАЗНАЧАТЬ!», или Кто заинтересован в кресле мэра Якутска и половине триллиона? [0]2024-11-17 13:43:17 - ВНИМАНИЕ: С 18 НОЯБРЯ НАЧИНАЕТ РАБОТУ НОВЫЙ АВТОБУСНЫЙ МАРШРУТ № 12 [0]2024-10-30 19:12:31 - МИНТРАНС ЯКУТИИ И НОРДГОЛД РАССМОТРЕЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОГО АВИАСООБЩЕНИЯ "ЯКУТСК-ОЛЕКМИНСК-ЧАРА" [0]2024-10-30 10:55:43 - В 2024 ГОДУ ВСЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА АЛРОСА ВЫПОЛНИТ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ [0]2024-10-29 15:41:53 - В Якутске с 30 октября будет открыто движение городских маршрутов по ул. Чернышевского [0]2024-10-29 15:39:54 - Внедрение Медицинской информационной системы в Якутии [0]Разделы Об издании
|